Статьи

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКОЙ НА СОСТОЯНИЕ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Сорокина Елена Львовна.

Россия, г. Новосибирск, ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет путей сообщения», кафедра «Физическое воспитание и спорт», доцент; ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», кафедра физического воспитания и спорта, доцент, so117@yandex.ru.

Аннотация. Специальный эффект оздоровительной тренировки связан с повышением функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы и заключается в экономизации работы сердца в состоянии покоя и повышении резервных возможностей аппарата кровообращения при мышечной деятельности.

Функциональное состояние всех органов и систем, в том числе и сердечно-сосудистой, зависит от характера деятельности скелетных мышц, поэтому силовую нагрузку необходимо включать в оздоровительные занятия.

На этапе контрольного эксперимента выявлены достоверные различия величин средних значений показателей активной ортостатической пробы  контрольной и экспериментальной групп, что доказывает большую эффективность программы занятий (преимущественно аэробными циклическими упражнениями) экспериментальной группы относительно улучшения функционального состояния регуляторных механизмов и общей тренированности организма.

Ключевые слова: оздоровительная тренировка, репродуктивное здоровье, сердечно-сосудистая система, ортостатическая проба.

INFLUENCE OF HEALTH AEROBIC LESSONS ON THE CARDIOVASCULAR  SYSTEM’S  STATE OF THE SENIOR SCHOOL AGED PUPILS

Sorokina Elena Lvovna.

Novosibirsk, Russia, FSBEI of HE "Siberian State Transport University", Associate Professor of the "Physical Education and Sport" Department, FSBEI of HE "Novosibirsk State University of Economics and Management", Physical Education and Sports Department, Associate Professor, so117@yandex.ru.

 Abstract. A special effect of health training is associated with an increase in the functional capabilities of the cardiovascular system and consists in a work economizing of the heart at rest and increasing the reserve capabilities of the circulatory apparatus during muscle activity.

The functional state of all organs and systems, including the cardiovascular, depends on the skeletal muscles’ activity nature, so the power load must be included in health classes.

At the stage of the control experiment, significant differences were found between the average values ​​of the active orthostatic test indices of the control and experimental groups, which proved the great effectiveness of the training program (mainly aerobic cyclic exercises) of the experimental group with respect to improving the functional state of regulatory mechanisms and the body general fitness.

Key words: wellness training, reproductive health, cardiovascular system, orthostatic test.

Введение. В системе образования сформировалась базовая физическая культура, которая профилируется с целью, широкого двигательного образования и всестороннего физического развития детей с прогрессированием жизненно важных физических качеств и сопряженных с ними двигательных способностей, как важнейшей предпосылки оптимального здоровья. Данное направление определено как одно из основных, позволяющих реализовать оздоровительные возможности физической культуры в значительной мере.

Современный этап развития нашего общества связан с демографическим кризисом, сокращением продолжительности жизни, снижением психического состояния здоровья населения страны, что вызывает обеспокоенность многих ученых и специалистов. Определяя традиционную направленность действующей системы здравоохранения на выявление и «устранение» болезней, становится ясным, что медицина сегодняшнего дня и обозримого будущего не сможет существенно влиять на сохранение здоровья человека. Учитывая, что уровень здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения, можно отметить, что первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением.

Необходимо также подчеркнуть, что основы здоровья женщин  репродуктивного возраста формируются уже в школьном возрасте, а от этого во многом зависит здоровье нации в целом, поэтому совершенствование системы физического воспитания является важной государственной задачей.  Этот факт обосновывает необходимость поиска более эффективных способов и средств сохранения и развития здоровья учащихся.

Цель работы.  Изучить влияние занятий циклическими упражнениями аэробной направленности,  на состояние сердечно-сосудистой системы учащихся старшего школьного возраста. 

Оздоровительный и профилактический эффект занятий физическими упражнениями культуры определяется общими объёмами двигательной активности, что формирует резервы функций и качественные свойства опорно-двигательного аппарата, активизирует  обмен веществ.

Кроме этого, учением о моторно-висцеральных рефлексах доказана взаимосвязь деятельности двигательного аппарата, скелетных мышц и вегетативных органов [Цит по: 3].

В генетическом коде человеческого организма заложен механизм защитного действия интенсивных физических упражнений. Скелетные мышцы, генетически запрограммированы на двигательную деятельность, так как двигательная активность принадлежит к числу основных факторов, определяющих уровень обменных процессов организма и состояние его костной, мышечной и сердечно-сосудистой систем. Мышцы, являясь мощным генератором энергии,  посылают поток нервных импульсов для поддержания оптимального тонуса ЦНС, облегчают движение венозной крови по сосудам к сердцу («мышечный насос»).

В результате снижения объёмов суточной двигательной активности возникают развивается гипокинетическая болезнь, которая представляет собой комплекс функциональных и органических изменений и болезненных симптомов в следствие негативных нарушений энергетического и пластического обмена (прежде всего в мышечной системе). Ограничения движений, приводят к расстройству регуляции деятельности сердечно-сосудистой и других систем, нарушению обмена веществ и развитию дегенеративных заболеваний.

Для нормального функционирования систем организма необходим определенный объём двигательной активности, при этом адекватным выражением количества произведенной мышечной работы является величина энергозатрат (минимум 2880–3840 ккал). Из них на мышечную деятельность должно расходоваться не менее 1200–1900 ккал; остальные энергозатраты обеспечивают поддержание жизнедеятельности организма (энергия основного обмена).

Сегодня, интенсивность труда значительно ниже пороговой величины (7,5 ккал/мин) обеспечивающей оздоровительный и профилактический эффект, поэтому, для компенсации недостатка энергозатрат человеку необходимо выполнять физические упражнения с расходом энергии не менее 350–500 ккал в сутки.

Должный уровень максимального потребления кислорода (МПК) могут обеспечить занятия циклическими видами упражнений, среди которых: лыжный спорт, легкоатлетический бег, велосипедный спорт, спортивная и скандинавская ходьба, плавание. Отмечено, что  ходьба и бег (по 3 часа в неделю), уже через 10–12 недель приводят к увеличению МПК на 10–15% [4].

Общеизвестно, что энергопотенциал организма состоит из двух составляющих: кислородной (аэробной) и бескислородной (анаэробной).

В повседневной жизни индивида доминирует аэробный режим, главным  критерием которого является МПК (максимальное количество кислорода, усвоенное организмом за 1 минуту) [1].

Специальный эффект оздоровительной тренировки заключается в экономизации работы сердца в состоянии покоя и повышении резервных возможностей аппарата кровообращения. Следствием продолжительных аэробных тренировок является урежение частоты сердечных сокращений в покое (брадикардия) как проявление экономизации сердечной деятельности и более низкой потребности миокарда в кислороде. Увеличение продолжительности фазы диастолы (расслабления) обеспечивает больший кровоток и лучшее снабжение сердечной мышцы кислородом.

Таким образом, оздоровительный эффект занятий массовой физической культурой связан прежде всего с повышением аэробных возможностей организма, уровня общей выносливости и физической работоспособности.

Исследование проведено с февраля 2019  года по март 2020 года, испытуемые в количестве 12 человек в возрасте 15–16 лет (все девушки), занимались по разработанной экспериментальной программе «Оздоровительная аэробика».

Занятия в экспериментальной группе состоят из трёх частей. Первая часть занятия (15–20 минут) включает упражнения в аэробном режиме. Занимающиеся циклическими упражнениями научились регулировать беговую нагрузку по самочувствию и пульсу, который подсчитывался сразу после бега (за 10 секунд и умножается на 6). 

Вторая часть занятия направлена на развитие мышечных групп и включала силовую работe  основу которой соствляет система оздоровительной тренировки ИЗОТОН В.Н. Селуянова  [5].

Третья часть занятия состоит из упражнений стретчинга.

Общая продолжительность одного занятия составляет 1,5 часа, занятия проходят два раза в неделю. Общая недельная нагрузка 3 часа.

Трактовка результатов активной ортостатической пробы включает нормальную реакцию и неадекватный ответ [2].

Нормальные реакции (нормальное вегетативное обеспечение деятельности):

  • при вставании наблюдается кратковременный подъем систолического давления до 20 мм рт. ст., в меньшей степени диастолического, и увеличение ЧСС до 30 уд/мин.

Неадекватный ответ (нарушение вегетативного обеспечения деятельности сердечно-сосудистой системы) проявляется следующими признаками [2]:

  • подъем систолического давления более чем на 20 мм рт. ст., диастолическое артериальное давление при этом также повышается, иногда более значительно, чем систолическое, в других случаях оно падает или остается на прежнем уровне;
  • увеличение ЧСС при вставании более чем на 30 уд/мин;
  • в момент вставания может появиться ощущение прилива крови к голове, потемнение в глазах.

Все вышеуказанные изменения говорят об избыточном вегетативном обеспечении.

Таблица  1.

Анализ достоверности различий величин средний значений результатов активной ортостатической пробы  контрольной и экспериментальной групп (n=12). Констатирующий эксперимент (февраль 2019)

Выборки

Отклонения от среднего

Квадраты отклонений

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

1

12 

10 

-0.17 

-2.5 

0.0289 

6.25 

2

16 

22 

3.83 

9.5 

14.6689 

90.25 

3

24 

10 

11.83 

-2.5 

139.9489 

6.25 

4

12 

-4.17 

-0.5 

17.3889 

0.25 

5

10 

10 

-2.17 

-2.5 

4.7089 

6.25 

6

12 

16 

-0.17 

3.5 

0.0289 

12.25 

7

14 

1.83 

-4.5 

3.3489 

20.25 

8

10 

-6.17 

-2.5 

38.0689 

6.25 

9

10 

-2.17 

-4.5 

4.7089 

20.25 

10

12 

-4.17 

-0.5 

17.3889 

0.25 

11

12 

14 

-0.17 

1.5 

0.0289 

2.25 

12

14 

18 

1.83 

5.5 

3.3489 

30.25 

Суммы:

146

150

-0.04

0

243.6668

201

Среднее:

12.17

12.5

 

 

 

 

tЭмп = 0.2

t кр = 2,07 (при p≤0.05)

Полученное эмпирическое значение t (0.2) находится в зоне незначимости

 

На этапе констатирующего эксперимента достоверных активной ортостатической пробы  контрольной и экспериментальной групп не выявлено (таблица 1)

В ходе контрольного эксперимента (через год после начала занятий) была проведена ортостатическая проба (повторно), результаты представлены в табл. 2.

На этапе контрольного эксперимента выявлены достоверные различия величин средних значений показателей активной ортостатической пробы  контрольной и экспериментальной групп, что доказывает эффективность программы занятий (преимущественно аэробными циклическими упражнениями) экспериментальной группы относительно улучшения функционального состояния регуляторных механизмов и общей тренированности организма.

Таблица 2.

Анализ достоверности различий величин средний значений результатов активной ортостатической пробы  контрольной и экспериментальной групп (n=12). Контрольный эксперимент (март 2020)

Выборки

Отклонения от среднего

Квадраты отклонений

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

1

12 

-0.5 

0.25 

2

12 

10 

1.5 

2.25 

3

22 

10 

-0.5 

100 

0.25 

4

-4 

-2.5 

16 

6.25 

5

10 

-2 

-0.5 

0.25 

6

10 

10 

-2 

1.5 

2.25 

7

14 

-2.5 

6.25 

8

-4 

-0.5 

16 

0.25 

9

12 

-0.5 

0.25 

10

10 

10 

-2 

1.5 

2.25 

11

12 

-0.5 

0.25 

12

14 

12 

3.5 

12.25 

Суммы:

144

102

0

0

152

33

Среднее:

12

8.5

 

 

 

 

tЭмп = 3

t кр. = 2,82 (при p≤0.01)

Полученное эмпирическое значение t (3) находится в зоне значимости

 

Выводы.

 Специальный эффект оздоровительной тренировки связан с повышением функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы. Он заключается в экономизации работы сердца в состоянии покоя и повышении резервных возможностей аппарата кровообращения при мышечной деятельности.

Мышцы человека являются мощным генератором энергии. Они посылают сильный поток нервных импульсов для поддержания оптимального тонуса ЦНС, облегчают движение венозной крови по сосудам к сердцу («мышечный насос»), создают необходимое напряжение для нормального функционирования двигательного аппарата. Энергетический потенциал организма и функциональное состояние всех органов и систем, в том числе и сердечно-сосудистой, зависит от характера деятельности скелетных мышц, поэтому силовую нагрузку необходимо включать в оздоровительные занятия.

В основу занятий оздоровительной аэробикой должны быть заложены принципы: повторности, постепенности, индивидуализации. Можно также выделить ряд основных правил дозирования нагрузки для занимающихся:  регулярные занятия (не реже двух раз в неделю); длительные бег (ходьба для неподготовленных) с поддержанием постоянного медленного и ровного  темпа; частота сердечных сокращений не выше 150 уд./мин.

На этапе контрольного эксперимента выявлены достоверные различия величин средних значений показателей активной ортостатической пробы  контрольной и экспериментальной групп, что доказывает большую эффективность программы занятий (преимущественно аэробными циклическими упражнениями) экспериментальной группы относительно улучшения функционального состояния регуляторных механизмов и общей тренированности организма.

Разработанная оздоровительная программа может быть использована при организации занятий физическими упражнениями девушек старшего школьного возраста.

            Библиографический список.

  1. Виру А.А., Юримяэ Т.А., Смирнова Т.А. «Аэробные упражнения» М.: ФиС, 1988.–126 с.
  2. Вегетативные расстройства Клиника, диагностика, лечение. / Под ред. А.М. Вейна. М., Медицина. – 1998. – 740 с.
  3. Зеленин Л.А. Учение о моторно-висцеральных рефлексах как теоретическая основа сопряжённого формирования специфического (водного) равновесия и техники гребли у юных гребцов нетрадиционным методом // Ученые записки университета Лесгафта. 2016. №9 (139). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchenie-o-motorno-vistseralnyh-refleksah-kak-teoreticheskaya-osnova-sopryazhyonnogo-formirovaniya-spetsificheskogo-vodnogo (дата обращения: 31.05.2020)..
  4. Кеннет Купер. Аэробика для хорошего самочувствия / Кеннет Купер – М.:, 2013. – 224 с.
  5. Селуянов В.Н. Принципы построения силовой тренировки / Селуянов В.Н., Сарсания С.К. // Юбилейный сборник трудов учёных РГАФК, посвящённый 80-летию академии. – М. 1998. – Т.2. – С. 39–49
Все статьи