Статьи

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ НАСТОЛЬНЫМ ТЕННИСОМ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Митрофанов Сергей Юрьевич.

Россия, г. Новосибирск, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детско-юношеский (физкультурный) центр № 1 "ЛИГР", тренер-преподаватель, sergey78mitr@mail.ru.

Аннотация. Процесс физического развития, как накопительного изменения совокупности морфологических и функциональных свойств организма определяется биологическим законом упражняемости и лимитируется параметрами применяемых физических нагрузок.

Изменение значений показателей роста, массы тела, ОГК, ЧСС в покое, индекса Рюффье, пробы Штанге и пробы Генчи экспериментальной группы вызваны естественным развитием организма и неспецифическим воздействием физических нагрузок.

Достоверное увеличение показателей индекса Кетле испытуемых экспериментальной группы, произошло за счёт увеличения мышечной массы, так как для тенниса характерно напряжение и быстрое сокращение работающих мышц, что способствует увеличению их поперечного сечения.

Ключевые слова: дети среднего школьного возраста, физическое развитие, настольный теннис.

INFLUENCE OF TABLE TENNIS ACTIVITIES ON THE PHYSICAL DEVELOPMENT OF THE MIDDLE SCHOOL AGED CHILDREN

Mitrofanov Sergey Yuryevich.

Russia, Novosibirsk, MGPEI Children's and youth (physical culture) center No. 1 "LIGR", trainer, sergey78mitr@mail.ru.

Abstract. The process of physical development is determined by the biological law of exercise and is limited by the parameters of the applied physical loads as a cumulative change in the aggregate of morphological and functional properties of an organism.

Changes in the values of growth indicators, body weight, OGK, heart rate at rest, the Ruffier index, the Stange test, and the Genchi test of the experimental group are caused by the natural development of a body and the nonspecific effect of physical activity.

A significant increase in the Ketle index of the experimental group subjects occurred due to an increase in muscle mass, since tennis is characterized by tension and rapid contraction of working muscles, which contributes to an increase in their cross section.

Key words: children of secondary school age, physical development, table tennis.

На каждом возрастном этапе непрерывно происходящие биологические процессы характеризуется определённым комплексом связанных между собой и с внешней средой морфологических, функциональных, биохимических, психических и других свойств организма.

Авторы Ж.К. Холодов и В.С. Кузнецов определяют физическое развитие как «…процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей» [1].

Физическое развитие, по сути, является процессом накопительного изменения совокупности морфологических и функциональных свойств организма, поэтому в период его становления и роста большое значение имеет биологический закон упражняемости. Следовательно, выбор физических упражнений и определение величины нагрузок задаёт необходимые адаптационные перестройки в организме. Чтобы теннисисты имели высокий уровень физического развития и резервы для освоения больших объёмов нагрузки, параметры этих нагрузок необходимо увеличивать постепенно.

Регулярные тренировки, позволяют всесторонне развивать функциональные возможности всех органов и систем, обеспечивать физическое развитие теннисиста. В круглогодичной тренировке, направленной на последовательное приспособление организма к интенсивным нагрузкам используются общеразвивающие и специальные упражнения, другие виды спорта. Под влиянием таких упражнений укрепляется и развивается мускулатура, улучшается деятельность сердечно-сосудистой, центральной нервной и других систем организма.

Настольный теннис – адекватное средство развития частоты движений и скорости отдельных движений, координационных способностей, скоростно-силовых способностей, гибкости и общей выносливости [2].

В ходе проведенного исследования были получены независимые результаты, которые выявили уровень физического развития детей среднего школьного возраста, занимающихся настольным теннисом (экспериментальная группа) и детей этой возрастной группы, не занимающихся спортом регулярно, но имеющих достаточный уровень двигательной активности (контрольная группа).

Диагностическая методика включала в себя исследование показателей: рост, масса тела, ОГК, динамометрия кисти, ЧСС (в покое), проба Штанге, проба Генчи, определение физиологических реакций систем организма на физическую нагрузку (индекс Рюффье).

Методика анализа результатов включала: расчёт весо-ростового индекса Кетле, анализ и сопоставление результатов экспериментальной и контрольной групп, а так же обработку полученных результатов по методике расчёта достоверности показателей (t-критерий Стьюдента для связных выборок).

Таблица 1

Среднегрупповое значение показателей физического развития экспериментальной и контрольной групп.

п/п

Функционально – морфологические качества

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Начало

эксперимента

Конец

эксперимента

Начало

эксперимента

Конец

эксперимента

1.

Рост стоя (см)

148,8

151

147,8

150

2.

Масса тела (кг)

36,6

41,2

37

40,3

3.

Окружность грудной клетки (см)

69,8

71,2

69,9

70,2

4.

Динамометрия кисти (кг)

19,3

22

19,1

19,9

5.

Частота сердечных сокращений (уд/мин)

78

76,9

78

78

6.

Индекс Рюффье

7,8

7,3

7,7

7,8

7.

Проба Штанге (сек)

47,9

48,3

44,9

45,8

8.

Проба Генчи (сек)

20,4

21,2

22,9

24,7

9

Индекс Кетле

246,3

272,7

250,4

268,9

 

С целью определения влияния занятий настольным теннисом на физическое развитие детей среднего школьного возраста была рассчитана достоверность различий между полученными в итоге сравнительного педагогического эксперимента результатами экспериментальных и контрольных групп.

Следует отметить, что изменение значений показателей роста, массы тела, ОГК, ЧСС в покое, индекса Рюффье, пробы Штанге и пробы Генчи экспериментальной и контрольной групп имеет недостоверные отличия в начале и конце эксперимента, поэтому можно сказать, что они, скорее всего, вызваны естественным развитием организма детей среднего школьного возраста, а также, неспецифическим воздействием физических нагрузок.

Сопоставление показателей среднеарифметических величин массы тела детей экспериментальной и контрольной групп на начало и конец эксперимента, говорит о том, что в экспериментальной группе получены более высокие результаты прироста, чем в контрольной. Предположительно это связано с увеличением мышечной массы.

Это подтвердил расчёт индекса Кетле, в экспериментальной группе индекс Кетле в начале эксперимента составил 246,3, в конце эксперимента 272,7 (+26,4) изменения достоверны. В контрольной группе индекс в начале эксперимента составил 250,4, в конце 269,9 (+19,5). Для детей контрольной и экспериментальной групп в начале эксперимента был характерен дефицит массы тела. Достоверное увеличение индекса Кетле в экспериментальной группе, скорее всего, произошло за счёт увеличения мышечной массы испытуемых, так как в процессе занятий теннисом дети выполняют большой объём скоростно-силовых упражнений.

Динамометрия кисти показала значительное достоверное отличие результатов экспериментальной группы от контрольной. Сопоставление среднеарифметических величин показывает, что в экспериментальной группе значения показателей в тесте «Динамометрия кисти» детей среднего школьного возраста в конце эксперимента (Xэ=22) выше, чем в контрольной (Xк =19,9).

Для тенниса характерно напряжение и быстрое сокращение работающих мышц, что способствует увеличению их поперечного сечения.

Физическое развитие отражает процессы роста и развития организма на отдельных этапах постнатального онтогенеза, когда наиболее ярко происходят преобразования генотипического потенциала в фенотипические проявления. Особенности физического развития и телосложения в значительной мере зависят от его конституции. Хороший уровень физического развития сочетается с высокими показателями физической подготовленности и мышечной работоспособности.

Библиографический список:

  1. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C.Теория и методика физического воспитания испорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2003. – 480 с.
  2. Чуева И.А. Физическое воспитание младших школьников средствами настольного тенниса в условиях трех уроков физкультуры в общеобразовательной школе // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2006. – № 2. – С. 42–44.