Статьи

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Тагаков Никита Евгеньевич.

Россия, г. Новосибирск, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», студент, ntagakov@mail.ru

Владимирова Елена Игоревна.

Россия, г. Новосибирск, ФГБОУ ВО ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», старший преподаватель, e.i.vladimirova@edu.nsuem.ru

Аннотация. Приведены результаты опроса студентов о состояниях тревожности в различные периоды обучения. Выявлены механизмы воздействия занятий физическими упражнениями на психические состояния студентов.

Ключевые слова: психическое состояние, физическая нагрузка, студенты, здоровье, спорт.

INFLUENCE OF PHYSICAL LOADING ON MENTAL HEALTH OF STUDENTS IN ECONOMIC UNIVERSITY

Tagakov Nikita Evgenievich.

Russia, Novosibirsk, Novosibirsk State University of Economics and Management "NINH", student, ntagakov@mail.ru

Elena I. Vladimirova.

Russia, Novosibirsk, Novosibirsk State University of Economics and Management NINH, Senior Lecturer, e.i.vladimirova@edu.nsuem.ru

Abstract. The results of a students’ survey on the states of anxiety in different periods of study are presented. The mechanisms of the physical exercises impact on the mental states of students have been revealed.

Key words: mental state, physical activity, students, health, sports.

Известно, что двигательная активность положительно влияет на здоровье человека, что занятия физическими упражнениями помогают избавиться от лишнего веса, улучшают показатели сердечно-сосудистой системы, помогают в укреплении иммунитета, наращиванию мышечной массы и многое другое [2].

Исследования связи занятий физическими упражнениями и психических состояний человека проводились еще с 1865 года, но доказать, что занятия физическими упражнениями, действительно, влияют на психическое здоровье человека удалось только в 1970 году, именно с этого момента проводят исследования влияния различные видов двигательной активности на психику человека [1].

Шматова Юлия Евгеньевна в своей статье «Динамика статистических и социологических показателей состояния психического здоровья населения России» проводит подробный анализ заболеваемости психическими расстройствами населения России, установлено, что в Российской Федерации чаще всего психические расстройства, в виде стресса, депрессии и тревожности, встречаются у населения в возрасте от 16 до 27 лет. Это возраст молодых людей, которые заканчивают общеобразовательные учреждения, поступают в учреждения среднего профессионального образовании или высшие учебные заведения [3].

На базе ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» проведён опрос среди студентов бакалавриата, магистратуры, специалитета, обучающихся на разных курсах. В опросе, также, приняли участие обучающиеся сектора среднего профессионального образования (СПО), всего – 135 студентов.

По результатам проведённого опроса определено следующее: особенно часто студенты испытывают тревожность в период сдачи экзаменов, зачетов, промежуточных контрольных. Из всех опрошенных высокий уровень тревожности (от 7 до 10) испытывают 35% студентов, из них спортом непостоянно (либо менее года) занимаются только 5%. Средний уровень тревожности (от 4 до 7), в период сессии, испытывают 48% опрошенных студентов, из них 27 регулярно занимаются спортом более 1 года. Низкий уровень тревожности (от 1 до 4) испытывают 17% опрошенных студентов, большинство из них регулярно занимаются спортом (более 3 лет), а некоторые занимаются спортом профессионально.

Данный опрос показал, что длительные, на регулярной основе занятия спортом, положительно сказываются на психическом здоровье студентов, помогают снизить уровень тревожности, вести здоровый образ жизни, более ответственно подходить к процессу обучения, так как активные занятия спортом помогают грамотно планировать день и не отвлекаться от его распорядка.

На наш взгляд, можно определить следующие механизмы воздействия занятий физическими упражнениями на психические состояния человека:

  • занятия спортом предполагают общение, это может стать ключом к тому, чтобы справиться с негативным настроением;
  • негативные психические состояния, всегда связаны с физиологическими реакциями сердечно-сосудистой системы, физические упражнения аэробного характера, помогают нормализовать работу сердца, снять напряжение.

В дополнение к вышесказанному стоит отметить, что для того, чтобы поддерживать психическое здоровье, достаточно уделять всего 30 минут в день, пять дней в неделю. Даже при ограничениях здоровья, когда не возможны занятия такой продолжительности, рекомендованы мало интенсивная зарядка или небольшая по объёму разминка [4].

ительности, рекомендованы мало интенсивная зарядка или небольшая по объёму разминка [4].

Библиографический список.

  1. Бароненко В.А., Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура студента: Учебное пособие. – Москва: Альфа–М, 2017. – 352 c.
  2. Виленский М.Я., Горшков А.Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студента (для бакалавров). – Москва: КноРус, 2018. – 256 c.
  3. Динамика статистических и социологических показателей состояния психического здоровья населения России. [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-statisticheskih-i-sotsiologicheskih-pokazateley-sostoyaniya-psihicheskogo-zdorovya-naseleniya-rossii/viewer (дата обращения: 01.04.2021)
  4. Щербатенко М.В., Тагаков Н.Е. Психологическая подготовка студентов-легкоатлетов к соревнованиям // Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов: материалы VI Международной научно-практической конференции (Казань, 13–14 ноября 2020 г.) / Под ред. Р.А. Юсупова, Б.А. Акишина. – Казань: Изд-во КНИТУ-КАИ, 2020. – С. 505–507.