Статьи

СРЕДСТВА И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ ПЛОВЦОВ

Ляндусова Ксения Леонидовна.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования г. Новосибирска «Детско-юношеская спортивная школа №1 «ЛИГР»», тренер-преподаватель, lyandysova00@mail.ru.

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы использования тренировочных средств и методов, направленных на развитие выносливости пловцов и модификации их применения в равномерном и переменном режиме.

Ключевые слова: плавание, спортивная тренировка, средства, методы.

METHODS OF DEVELOPING THE ENDURANCE OF SWIMMERS

         Lyandusova Ksenia.

Municipal budgetary institution of additional education, Novosibirsk "Children and Youth Sports School No. 1" LIGR ", coach-teacher.

Abstract. The article covers the issue of training methods aimed at developing the endurance of swimmers and modifying their use in a uniform and variable mode.

Key words: swimming, sport training, means, methods.

Среди  тренировочных средств, направленных на развитие выносливости пловцов можно выделить две группы. К первой группе относятся упражнения, выполняемые на суше: бег, ходьба на лыжах, гребля, упражнения циклического характера, выполняемые на силовых тренажерах, и т.п. Ко второй группе относятся упражнения, выполняемые в воде: плавание различными способами в полной координации и по элементам (с помощью движений рук и ног). В процессе развития выносливости тренировочные упражнения могут выполняться  двумя основными методами – непрерывным и интервальным. Непрерывный метод характеризуется однократным непрерывным выполнением тренировочной работы. Интервальный метод предусматривает выполнение упражнений с регламентированными паузами отдыха.

При использовании данных методов,  упражнения могут выполняться как в равномерном, так  в переменном режиме. При равномерном режиме интенсивность работы является постоянной, при переменном – варьируется. Интенсивность работы от упражнения к упражнению может возрастать (прогрессирующий вариант) или неоднократно изменяться (варьирующий вариант). В зависимости от того, применяются ли отдельные упражнения при интервальном плавании в постоянном режиме или между группами упражнений, даются относительно длинные паузы отдыха, различают непрерывную и серийную интервальные тренировки. В зависимости от подбора упражнений и особенностей их применения, тренировка может носить обобщенный (интегральный) и избирательный (преимущественный) характер.

Средствами развития общей (аэробной) выносливости являются упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Мышечная работа осуществляется преимущественно за счет аэробного источника; интенсивность работы может быть умеренной, большой, переменной; суммарная длительность выполнения упражнения составляет от нескольких до десятков минут. При выполнении упражнений действующая на организм нагрузка зависит от: интенсивности упражнения, его продолжительности, числа повторений, продолжительности интервалов отдыха и его характера.

Интенсивность в циклических упражнениях характеризуется скоростью движения, а в ациклических – количеством двигательных действий в единицу времени (темпом).

Продолжительность упражнения имеет зависимость, обратную относительно интенсивности его выполнения.

Число повторений упражнения определяет степень их воздействия на организм. При работе в аэробных условиях увеличение числа повторений заставляет длительное время одерживать высокий уровень деятельности органов дыхания и кровообращения.

Продолжительность интервалов отдыха имеет большое значение для определения, как величины, так и характера ответных реакций организма на тренировочную нагрузку. Длительность интервалов отдыха необходимо планировать в зависимости от задач и используемого метода тренировки.

 Характера отдыха между отдельными упражнениями может быть активным, пассивным. При пассивном отдыхе, занимающийся не выполняет никакой работы, при активном – заполняет паузы дополнительной деятельностью.

    Основными методами развития общей выносливости являются: метод слитного (непрерывного) упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности; метод повторного интервального упражнения; метод круговой тренировки; игровой метод; соревновательный метод (таблица 1).

Таблица –1. Схема использования методов развития выносливости в специальной тренировке пловцов.

Метод

Упражнение

ЧСС

Равномерный

Плавание кролем на груди 1500м

130–160

Переменный

1500 м

100м

200м

150

170

140

Интервальный

10 раз*50 м в/с

Режим 1.15

170

Круговая тренировка

Выполнение упражнения на суше 10 станций по 1 мин

140–170

Соревновательный

 

Соревновательные отрезки

(максимальный темп)

Около 190

Игровой

 

Игра «Водное поло»

130–190

 

 

Равномерный метод характеризуется непрерывным длительным режимом работы с равномерной скоростью или усилиями. Переменный метод отличается от равномерного последовательным варьированием нагрузки  в ходе непрерывного упражнения путем направленного изменения скорости, темпа, амплитуды движений, величины усилий и т.п. Он предполагает увеличение и снижение эффективности через определенные промежутки времени. Интервальный метод предусматривает выполнение упражнений в виде высокоинтенсивных, но кратковременных повторений, разделенными и со строго дозированными интервалами отдыха. Метод круговой тренировки предусматривает выполнение упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. Соревновательный метод предусматривает выполнение упражнений в форме соревнований. Игровой – предусматривает развитие выносливости в процессе игры, где существуют постоянные изменения ситуации, эмоциональность.

Библиографический список:

  1. Круговая тренировка при развитии физических качеств / И. А. Гуревич . – 3-е изд., перераб. и доп . – Минск : Выш. шк., 1985 . – 256 с.
  2. ПлатоновВ. Н. Сильнейшиепловцымира [Текст]: Методикаспорт внойтренировки / В. Н. Платонов, С. Л. Фесенко. – М.: Физкультура и спорт, 1990 – 304 с.