Статьи

РОЛЬ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СОХРАНЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Луканина Светлана Николаевна.

Россия, г. Новосибирск, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», доцент кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности, lukanina@ngs.ru.

Семизарова Татьяна Николаевна.

Россия, г. Новосибирск, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», старший преподаватель кафедры английского языка, lukan@ngs.ru.

Аннотация. Результаты работы свидетельствуют, что учитель физической культуры играет важную роль в здоровьесбережении младших школьников, обеспечивая координацию оздоровительной системы образовательного пространства. При проведении систематической работы с обучающимися на уроках физической культуры прослеживалась позитивная динамика в состоянии физического здоровья первоклассников. Это выражалось в увеличении количества детей, относящихся к первой группе здоровья и повышении уровня их физической подготовленности.

Ключевые слова: физическая культура, младшие школьники, здоровье.

THE ROLE OF PHYSICAL CULTURE IN THE PRESERVATION AND STRENGTHENING OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN HEALTH

         Lukanina Svetlana Nikolaevna.

Russia, Novosibirsk, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Novosibirsk State Pedagogical University", Associate Professor of the Department of Anatomy, Physiology and Safety, lukanina@ngs.ru.

Semizarova Tatyana Nikolaevna.

Russia, Novosibirsk, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Novosibirsk State Pedagogical University", Senior Lecturer, Department of English, lukan@ngs.ru.

Abstract. The results of the work indicate that the physical education teacher plays an important role in the health care of primary school children, ensuring the health system’s coordination of the educational space. The positive dynamics were observed in the state of physical health of first-graders, conducting systematic work with learners in physical education lessons. The positive dynamics were expressed in an increase in the number of children, belonging to the first group of health and an increase in their level of physical fitness.

Key words: physical education, younger schoolchildren, health.

В последние годы в России наметилась устойчивая тенденция к ухудшению состояния здоровья школьников. Одной из причин сложившейся ситуации стала система школьного образования, ориентированная на интеллектуализацию и интенсификацию учебного процесса [2, 3]. Информационная перегруженность, психоэмоциональная напряженность учебного процесса, его нерациональная с гигиенической точки зрения организация, недостаточный учет учителями индивидуальных возможностей обучающихся приводят к ухудшению здоровья обучающихся. В этих условиях повышается роль уроков физической культуры в решении проблемы сохранения, укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни обучающихся [1, 4].

Поэтому целью настоящей работы явилось оценить роль уроков физической культуры в сохранении, укреплении здоровья младших школьников.

В исследования приняли участие учащиеся первого класса одной из СОШ Чулымского района Новосибирской области, включенные в эксперимент по апробации образовательных стандартов нового поколения, и их родители. Исследование проводилось в 2018–2019 гг. и включало в себя несколько этапов:

1.      Оценка уровня физического развития и определение группы здоровья первоклассников.
2.      Выявление факторов, влияющих на физическое здоровье младших школьников;
3.      Работа с первоклассниками на уроках физической культуры.
4.      Проведение родительских собраний и встреч для сообщения рекомендаций по формированию навыков здорового образа жизни.
5.      Выяснение отношения к урокам физической культуры первоклассников и их родителей и динамики физического развития детей.

Оценку физического развития осуществляли в соответствии с методическими рекомендациями по проведению мониторинга физического развития обучающихся. Уровень физической подготовленности первоклассников определяли с помощью следующих тестов, входящих в систему общероссийского мониторинга, оценочная шкала которого разработана Всероссийским научно-исследовательским институтом физической культуры и спорта (ВНИИФК): бег на 30 метров, прыжки в длину, подтягивание на перекладине (мальчики), подъем туловища (девочки).

Для оценки степени сформированности здорового образа жизни у учащихся и распространенности основных факторов риска нарушения здоровья проводили анонимное анкетирование родителей. С этой целью использовали анкету, разработанную в НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков. Дополнительно для выявления отношения к урокам физической культуры проводили анонимное анкетирование первоклассников. Полученные результаты подвергали математической обработке, анализу и интерпретации.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о позитивной динамике в состоянии физического здоровья первоклассников. Так, в конце учебного года к первой группе здоровья стало относиться на 42% больше детей, по сравнению с данными, полученными в сентябре. Уровень физической подготовленности школьников определяли по выполнению нормативов тестов, при выполнении которых также отмечается положительная динамика: 14% первоклассников перешли из группы «выше среднего» в группу «высокий уровень подготовленности».

Отвечая на вопрос «Какой школьный предмет тебе нравится больше всего?», 58% первоклассников выбрали физкультуру, по 7% школьников выбрали русский язык и окружающий мир, и по 14% – математику и художественный труд. Это свидетельствует о более позитивном отношении к физкультуре, по сравнению с другими предметами. По мнению первоклассников, физкультура им нужна для поддержания здоровья. Так считают 93% опрошенных школьников, и 7% планируют заниматься спортом профессионально. Следовательно, уже у младших школьников формируется ценностное отношение к здоровью, позволяющее им сознательно вести здоровый образ жизни.

Распространенность основных факторов риска нарушения здоровья среди младших школьников определяли по результатам анонимного опроса их родителей. На вопрос «Занимается ли Ваш ребенок физической культурой (самостоятельно, в спортивной секции, танцами) помимо уроков физкультуры в школе?» 86% родителей ответили утвердительно, и 14% – отрицательно. О продолжительности прогулок на свежем воздухе в учебные дни большинство родителей (93%) выбрали вариант ответа «Два часа и более», то есть дети проводят достаточно времени на свежем воздухе. На вопрос о продолжительности ночного сна родители были едины в выборе варианта ответа – ночной сон у детей продолжается 10–11 часов.

На вопрос «Сколько раз в день Ваш ребенок принимает горячую пищу?» родители в основном выбрали вариант ответа «два раза в день и чаще». При этом отмечено, что каждый ребенок ежедневно употребляет молоко и молочные продукты, а также мясо и мясные продукты. Рыба входит в рацион детей как минимум раз в неделю.

Результаты анкетирования родителей показали, что 35% детей ежедневно более 2 часов смотрят телевизор, либо проводят время за компьютером, остальные 65% тратят на эти занятия менее часа в день. О распространении вредных привычек 35% опрошенных родителей ответили, что в их семье курят, что повышает риск возникновения этой привычки у их детей в будущем. 

На основании проведенной работы можно заключить, что учитель физической культуры играет значительную роль в здоровьесбережении ребенка, так как должен быть координатором оздоровительной системы образовательного пространства.

При проведении систематической работы с обучающимися прослеживается позитивная динамика в состоянии физического здоровья первоклассников. Так, в конце учебного года к первой группе здоровья стало относиться на 42% больше детей, чем в начале и у 21% школьников повысился уровень физической подготовленности. У 58% первоклассников к концу первого года обучения сформировался интерес к физической культуре, а 93% детей и родителей понимают важность уроков физической культуры для сохранения здоровья.

Результаты анкетирования родителей показали, что факторы риска нарушения здоровья школьников распространены в семьях первоклассников данной школы не значительно. Однако 35% школьников слишком много времени проводят у экранов телевизоров, и как минимум у 35% первоклассников есть риск возникновения такой вредной привычки как курение.

Библиографический список.

  1. Анцупов И.С. Физическая подготовка школьников 7–10 лет с учетом особенностей динамики и взаимовлияния физических качеств: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / И.С. Анцупов. – Краснодар, 2019. – 261 с.
  2. Бальсевич В.К. Физическая культура в школе: пути модернизации преподавания // Педагогика. – 2004. – № 1. – С. 26–33.
  3. Зинцова А.С. Физическая культура как способ формирования социально - активной личности школьника // Гуманитарные научные исследования. – 2014. – № 4. – С. 27–30.
  4. Пашков Г.Н. Средства формирования компонентов личностной физической культуры школьников 9-10 лет // Интегрированные коммуникации в спорте и туризме: образование, тенденции, международный опыт: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Краснодар: КГУФКСТ, 2016. – Ч. 1. – С. 126–132.
Все статьи