Статьи

РОЛЬ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО И ИГРОВОГО МЕТОДА В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ У СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

Плаксина Екатерина Викторовна.

Россия, г. Новосибирск, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», преподаватель, e.v.plaksina@edu.nsuem.ru.

Аннотация. В статье описаны результаты проведенного исследования влияния использования игрового и соревновательных методов в занятиях по физической культуре на повышение интереса к занятиям и предмету в целом. Показано, что игра и соревнование, в силу присущих им психологических особенностей, вызывают сильный эмоциональный отклик, в то время как однообразная физическая деятельность приводит к развитию неблагоприятных психических состояний – монотонии и психического пресыщения. Поэтому необходимо регулярное включение указанных методов в занятия по предмету «Физическая культура».

Ключевые слова: физическая культура, мотивация к занятия физкультурой, игровой метод, соревновательный метод.

ROLE OF COMPETITIVE AND PLAYING METHOD

IN FORMATION OF POSITIVE MOTIVATION FOR PHYSICAL EDUCATION CLASSES AT COLLEGE STUDENTS

Plaksina Ekaterina Viktorovna.

Russia, Novosibirsk, Novosibirsk State University of Economics and Management “NINH”, teacher, e.v.plaksina@edu.nsuem.ru.

Abstract. The study results of the influence of game and competitive methods usage in physical culture lessons on increasing interest in the lessons and the subject as a whole are described in the article. It is shown that play and competition cause a strong emotional response due to their inherent psychological characteristics, while monotonous physical activity leads to the development of unfavorable mental states - monotony and mental satiety. Therefore, it is necessary to regularly include these methods in classes on the subject "Physical culture".

Key words: physical culture, motivation for physical education, game method, competitive method.

Формирование мотивации к занятиям по физической культуре, является актуальной темой. На фоне роста и «омоложения» различных болезней, все больше молодых людей имеют те или иные проблемы со здоровьем, они, не имея мотивации к занятиям, сознательно отказываются от какой-либо физической активности, предпочитая выполнять теоретические задания, чтобы получить оценку по предмету «Физическая культура». Хотя, имеют возможность опробовать все предлагающиеся им виды физической активности (легкая атлетика, плавание, волейбол, баскетбол, гимнастика, аэробика) и выбрать для себя оптимальный способ, для дальнейших занятий, которые им, во взрослой  жизни и профессиональной деятельности, так или иначе, придется использовать для поддержания здоровья,  и соответственно, улучшения качества  жизни. Занятия по физической культуре в полной мере компенсируют недостаток двигательной активности, способствуют поддержанию здорового образа жизни, а регулярность таких занятий, вырабатывает «полезную» привычку двигаться. Только такой предмет, как физическая культура,  дает разнообразие в выборе подходящей для человека физической активности, а не узкое направление. Важнейшая роль, отводится преподавателю, насколько он интересно и разнообразно преподаёт каждый из видов спорта, насколько он строит работу так, чтобы она способствовала укреплению здоровья, приобретению прикладных умений и навыков, привитию интереса к самостоятельным занятиям физкультурой.

Не все занимающиеся постоянно проявляют должную заинтересованность к урокам физической культуры, хотя большинство из них понимают значимость физических упражнений, их влияние на здоровье. Главными причинами падения удовлетворенности уроками физической культуры многие студенты называют отсутствие эмоциональности урока, неинтересность выполняемых упражнений, малую  или чрезмерную физическую нагрузку, плохую организацию урока.

Одна из главнейших функций игры – педагогическая: игра издавна является одним из основных средств и методов воспитания в широком смысле слова. При этом игровой метод не обязательно связан с какими-либо общепринятыми играми, например, футболом, волейболом или элементарными подвижными играми. Он может быть применен на основе любых физических упражнений при условии, что они могут быть организованы в соответствии с особенностями этого метода.

Игровой метод предоставляет играющим простор для творческого решения двигательных задач, причем, постоянное и внезапное изменение ситуаций по ходу игры обязывает решать эти задачи в кратчайшие сроки и с полной мобилизацией двигательных способностей.

Игры содержат в себе положительные эмоции, позволяют самостоятельно варьирование нагрузки, темп и ритм движений. Правила игры можно усложнять, в зависимости от возраста и уровня подготовленности занимающихся.

Игра и соревнование, в силу присущих им психологических особенностей, вызывают сильный эмоциональный отклик, в то время как однообразная физическая деятельность приводит к развитию неблагоприятных психических состояний – монотонии (снижение активности, потеря интереса к деятельности, развитие скуки и ослабление внимания) и психического пресыщения (усиление психического возбуждения, появление отвращения, раздражительности, озлобленности).

Фактор соперничества в процессе состязаний, создает особый эмоциональный и физиологический «фон», который усиливает воздействие физических упражнений и может способствовать максимальному проявлению функциональных возможностей организма.

Функциональные сдвиги, наблюдаемые в условиях состязаний, как правило, более значительны, чем при внешне аналогичных не соревновательных нагрузках (в настоящее время это показано многими исследованиями).

Необходимо, однако, помнить, что фактор соперничества и связанные с ним отношения могут способствовать формированию не только положительных, но и отрицательных черт характера (эгоизма, чрезмерного честолюбия, тщеславия и т. п.). Поэтому соревновательный метод оправдывает свою роль в нравственном воспитании лишь при условии высококвалифицированного педагогического руководства.

В исследовании мотивации к занятиям физической культурой проведен опрос среди 28 студентов 1 курса колледжа при Новосибирском Государственном университете экономики и управления (возраст студентов 15–16 лет).

На вопрос «Насколько вам нравятся занятия по физической культуре?»  68 % ответили на вопрос положительно, 25 % высказали безразличие, 7 % выразили негативное отношение.

В процессе формирующего эксперимента использовались методы строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы.

Таблица 1

Отношение к занятиям физической культурой на занятиях в зависимости от применяемых методов

Показатели опроса

метод строго регламентированного упражнения

игровой и соревновательный методы

положительно

отрицательно

положительно

отрицательно

Вовлеченность

21–75 %

7–25 %

26–93 %

2–7 %

Настроение

20–71 %

8–29 %

25–89 %

3–11 %

Удовлетворенность

18–64 %

10–36 %

26–93 %

2–7 %

Готовность к уроку

24–86 %

4–14 %

26–93 %

2–7 %

Дисциплина

20–71 %

8–29 %

26–93 %

2–7 %

итого

73 %

27 %

92 %

8 %

 

Согласно таблице 1, группа студентов имеет положительную мотивацию к занятиям физической культурой. Готовы к урокам более 80 %, дисциплина также имеет высокий процент (положительный результат – 71 %). Положительные показатели вовлеченности в урок, хорошего настроения в процессе занятий физической культурой, удовлетворенности деятельностью так же довольно высокие, не ниже 64 %.

Опрос показал, что, когда на занятиях по физической культуре использовались соревновательный и игровой методы физического воспитания, положительных ответов больше. В среднем количество положительных ответов по поводу удовлетворенности по всем вопросам превысил 90 %.

В течение первого семестра в уроки физической культуры регулярно включались подвижные и спортивные игры, эстафеты, соревнования. В результате повторного опроса в конце семестра учащихся с негативным отношением не оказалось, положительно об уроках физической культуры отозвались 93 % учащихся.

Таким образом, в результате проведенного исследования, нами определено, что использование игрового и соревновательных методов в занятиях по физической культуре, повышает интерес к занятиям и предмету в целом, поэтому необходимо регулярное включение указанных методов в занятия по предмету «Физическая культура».

Библиографический список.

  1. Спортивные игры: Техника, тактика, методика тобучения: учеб. для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Ю.Д. Железняк, Ю.М.Портнов, В.П.Савин, А.В. Лексаков / под ред. Ю.Д.Железняка, Ю.М.Портнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 520 с. 
  2. Беляничева В.В., Грачева Н.В. Формирование мотивации занятий физической культурой у студентов // Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики. Вып. 2. – Саратов: ООО Издательский центр «Наука», 2009. – С. 6–9. 

 

Все статьи