Статьи

РАЗВИТИЕ ЛОКОМОТОРНОЙ ЛОВКОСТИ У ФУТБОЛИСТОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Гусев Игорь Анатольевич.

Россия, г. Новосибирск, МБУДО ДЮСШ «Новосибирск» по футболу, тренер-преподаватель.

Романов Сергей Леонтьевич.

Россия, г. Новосибирск, МБУДО ДЮСШ «Новосибирск» по футболу, тренер-преподаватель.

Мухин Дмитрий Геннадьевич.

Россия, г. Новосибирск, МБУДО ДЮСШ «Новосибирск» по футболу, тренер-преподаватель.

Аннотация. В статье представлены результаты педагогического эксперимента с применением методики варьирования условий выполнения упражнений, и включением заданий на поочерёдное жонглирование различными по весу и размеру мячами, с целью развития локомоторной ловкости футболистов на этапе начальной подготовки.

Ключевые слова: локомоторная ловкость, спортивная тренировка, физические качества, ловкость.

DEVELOPMENT OF LOCOMOTOR DEXTERITY OF FOOTBALLERS

AT THE STAGE OF INITIAL TRAINING

Gusev Igor.

Russia, Novosibirsk, Municipal budgetary institution of additional education Children's and youth football school "Novosibirsk", coach-instructor.

Romanov Sergey.

Russia, Novosibirsk, Municipal budgetary institution of additional education Children's and youth football school "Novosibirsk", coach-instructor.

Mukhin Dmitry.

Russia, Novosibirsk, Municipal budgetary institution of additional education Children's and youth football school "Novosibirsk", coach-instructor.

Abstract. Article presents pedagogical experiment using the method of regular variation of the conditions of performing an exercise and the inclusion of tasks for alternating juggling with different in weight and size balls in order to develop locomotor dexterity of footballers at the stage of initial training confirms its effectiveness.

Key words: physical education and sport, sports training, development of physical qualities.

Качество и эффективность подготовки юных футболистов, и их перспективность в отношении дальнейшей спортивной специализации напрямую определяется уровнем общей психофизической подготовленности, немаловажной составляющей которой является ловкость.

Младший школьный возраст с точки зрения физиологической характеристики является одним из критических или сенситивных периодов, когда функции центральной нервной системы и анализаторов, двигательные процессы находятся в стадии интенсивного развития, улучшаются пространственно-временные характеристики движения [1].

Н.А. Бернштейн в работе «О ловкости и ее развитии», анализируя социально-биологические основы формирования двигательных действий, пишет, что «...каждый значимый акт представляет собой решение (или попытку решения) определенной задачи действия» [2, с.280]. Он утверждает, что организм не просто реагирует на ситуацию, а сталкивается с ситуацией динамически переменчивой, ставящей его перед необходимостью вероятного прогноза, а затем выбора, т.е. «...реакцией организма и его верховных управляющих систем на ситуацию является не действие, а принятие решения о действии» [2, с.264]. Говоря о принятии решения в условиях дефицита времени, физиолог указывает на возможность формирования срочных тактических решений на низовых уровнях управления без «согласования» с верхними центрами. В этой связи он объясняет значение подстройки нервно-мышечной периферии, которая обеспечивает готовность к экспертному действию.

Таким образом, мы видим, насколько велика роль нервной системы, а точнее деятельности ее высших отделов в осуществлении ловкого движения, т. е. ловкость в действительной мере является именно психофизическим качеством, где деятельность и мышц, и мозга значимы в равной степени. Поскольку ловкость является психофизическим качеством, то она должна обладать свойством упражняемости. Н.А. Бернштейн отмечает: «...ловкость – не навык и не совокупность каких-нибудь навыков. Ловкость – это качество или способность, которая определяет отношение нашей нервной системы к навыкам. От степени двигательной ловкости зависит, насколько быстро и успешно может развиться у человека тот или иной двигательный навык и насколько высокого совершенства он сумеет достигнуть. И упражняемость, и ловкость, несомненно, представляют собой упражняемые качества, но как та, так и другая сторона стоят над всеми навыками, подчиняя их себе и определяя их существенные свойства» [2, с.298].

Безусловно, ловкость в значительной степени зависит от имеющегося двигательного опыта. Владение разнообразными двигательными умениями и навыками положительно сказывается на функциональных возможностях двигательного анализатора. Следовательно, ловкость можно считать проявлением дееспособности функциональных систем управления движением и распределения энергозатрат.

К основным факторам, определяющим ловкость, относятся: деятельность центральной нервной системы, богатство динамических стереотипов, степень развития систем, умение управлять мышечным тонусом, полноценность восприятия собственных движений и окружающей обстановки. Все эти факторы тесно взаимосвязаны.

Не случайно Н. А. Бернштейн [2] метко определил ловкость как «цари­цу управления движениями». В системе управления движениями одним из основных понятийявляется понятие «координация движений».

В. И. Лях [3] обосновывает ловкость как самостоятельную систему (структуру) координационных способностей». В этой связи под координационными способностями В. И. Лях [3] понимает свойства индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулированию двигательного действия. Таких свойств четыре: правильность (адекватность и точность), быстрота (своевременность), рациональность (целесообразность и экономичность) и находчивость (стабильность и инициативность).

Ловкость неоднородна по своей уровневой структуре и имеет два «разряда»: телесную (локомоторную) ловкость и предметную (ручную). При этом если говорить о футболе, то на первое место, безусловно, выступает локомоторная и от успешности её развития, во многом впоследствии будет зависеть результативность процесса тренировки. Базовым основанием для развития локомоторной ловкости, на наш взгляд, служит богатство и разнообразие тренировочных средств.

Основой для организации тренировочного процесса в экспериментальной группе явилось методическое правило регулярного варьирования условий выполнения упражнений (параметры веса и размера мячей, размеры площадки, её форма), а также включение заданий на поочерёдное жонглирование различными по весу и размеру мячами. Продолжительность экспериментальной работы составила шесть недель. Полученные в ходе экспериментальной работы данные представлены в таблице 1.

Таблица – 1. Результаты диагностики уровня локомоторной ловкости. Констатирующий и формирующий эксперимент.

Челночный бег 3х10 м (сек)

ЭГ

КГ

Констатирующий

Формирующий

Констатирующий

Формирующий

Сумма отклонений

1.3

0.8

Сумма квадратов отклонений

0.39

0.3

Достоверность

tэмп=3.3; tкрит.=3.25

достоверно при p≤0.01

tэмп=1.6; tкрит.=2.26

не достоверно

Прирост значений показателей в тесте «Челночный бег 3х10 м» в ходе педагогического эксперимента в экспериментальной группе достоверен, что подтверждает эффективность предложенной методики.

         Библиографический список:

  1. Артемьева С.С., Козлов Я. Е., Анискевич И. С., Ежова А. В.Физиологическое обоснование методики повышения кинестетических координационных способностей у футболистов детей младшего школьного возраста // Ученые записки университета Лесгафта. 2015. №9 (127) С.28-32.

Шамонин, Л.В. Развитие координационных способностей юных футболистов на начальном этапе подготовки / А.В. Шамонин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2009. – № 6. – С. 37-39.

  1. Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии / Н. А. Бернштейн. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 228 с.
  2. Лях В. И. Координационные способности школьников / В. И. Лях. – Минск: Полымя, 1989. – 159 с.