Статьи

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У СПОРТСМЕНОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ БАДМИНТОНОМ

Ларионов Виктор Алексеевич.

Россия, г. Новосибирск, ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет путей сообщения», старший преподаватель кафедры «Физическое воспитание и спорт», mag-trofimov@mail.ru.

Трофимов Сергей Анатольевич.

Россия, г. Новосибирск, ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет путей сообщения», старший преподаватель кафедры «Физическое воспитание и спорт», mag-trofimov@mail.ru.

Хартович Богдан Евгеньевич.

Россия, г. Новосибирск, МБОУ “Гимназия № 4”, преподаватель физической культуры, тренер по настольному теннису, an-extrim@mail.ru.

Аннотация. Координационные способности определены как базовые для спортсменов, занимающихся бадминтоном. Авторами отобраны наиболее информативные тесты для диагностики динамики развития координационных способностей у спортсменов, разработан комплекс подвижных игр для совершенствования координации и доказана его эффективность.

Ключевые слова: развитие координационных способностей, бадминтон, комплекс подвижных игр.

THE DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES OF ATHLETES, ENGAGED IN BADMINTON

Larionov Victor Alekseevich.

Russia, Novosibirsk, Siberian Transport University, senior lecturer of Physical education and sport Department, mag-trofimov@mail.ru.

Trofimov Sergey Anatolyevich.

Russia, Novosibirsk, Siberian state transport University, senior lecturer of Physical education and sport Department, mag-trofimov@mail.ru.

Khartovich Bogdan Evgenievich.

Russia, Novosibirsk, Gymnasium № 4, physical education teacher, table tennis coach, an-extrim@mail.ru.

Abstract. The coordination ability is defined as the base for athletes, engaged in badminton. The authors selected the most informative tests to diagnose the dynamics of coordination abilities in athletes, developed a set of outdoor games to improve coordination and proved its effectiveness.

Key words: development of coordination abilities, badminton, complex of outdoor games.

Бадминтон относится к игровым видам спорта и все задачи, которые возникают перед спортсменами, относятся к вариативным ситуациям, обусловленным скоростью движения волана, положением игрока на площадке, а также его соперника, траекторией перевода волана на сторону противника, силой удара и многими другими факторами [2].

Решение таких задач подразумевает под собой высокий уровень развития координационных способностей, приближенный к соревновательной деятельности [3].

Бадминтон по праву считается самой быстрой игрой в мире, скорость волана у спортсменов экстра-класса может достигать более 300 км/ч, игроки могут совершать до 0.7 ударов в секунду. Именно поэтому развитие координационных способностей у спортсменов бадминтона стоит на одном из первых мест. Большинство спортсменов и высокопрофессиональных тренеров, утверждают, что в координационных способностях бадминтонистов на первый ряд можно поставить реагирующую способность, далее за ней идет способность к ориентации в пространстве, кинестетическая способность, и способность к сохранению равновесия [4].

«Координация – это способность человека рационально согласовывать движения звеньев тела при решении конкретных двигательных задач.

Координация характеризуется возможностью людей управлять своими движениями. Сложность управления опорно-двигательным аппаратом заключается в том, что тело человека состоит из значительного количества биозвеньев, которые имеют более ста степеней свободы. По точному выражению Берштейна (1947), координация движений и есть не что иное, как преодоление чрезмерных степеней свободы наших органов движения, то есть превращение их в управляемые системы» [1].

По определению Л.П. Матвеева [5] под координационными способностями следует понимать способность человека целесообразно координировать движения (согласовывать, соподчинять, организовывать их в единое целое) при построении и воспроизведении новых двигательных действий, перестраивать координацию движения, при необходимости изменяя параметры освоенного действия  или  переключаться на иное действие в соответствии с требованиями меняющихся условий.

Авторами разработан комплекс подвижных игр координационной направленности, для развития координационных способностей бадминтонистов на этапе спортивной специализации и доказана его эффективность.

В исследовании координационных способностей бадминтонистов приняло участие 40 юношей в возрасте 15–25 лет, которые были разделены на две равные группы. Первая занималась по программе рекомендованной ФССП (федеральный стандарт спортивной подготовки) по виду спорта бадминтон, а в программу второй группы был включен комплекс подвижных игр координационной направленности (хоккей с мячом в зале, футбол, баскетбол, гандбол и различные игры с мячом для регби).

По итогам, проведенных контрольных видов тестов, у спортсменов были зафиксированы следующие результаты:

  • прыжки боком через скамейку за 30 секунд составили прирост на 26,31%;
  • челночный бег 6*6,5 метров составил прирост на 19,82%;
  • передвижение боком приставными шагами на отрезке 3 метра за 30 секунд составил прирост на 23,02%;
  • среднее значение прироста передвижений за определённое количество времени спортсменов по игровой площадке (корту) для бадминтона с имитацией различных ударов составило 27,2%.

Все полученные данные были подвергнуты анализу по методу t-критерия Стьюдента и являются статистически достоверными

Выводы. Доказано, что разработанный комплекс подвижных игр, включённый в подготовительную часть тренировочного занятия, существенно повлиял на развитие координационных способностей спортсменов, занимающихся бадминтоном.

Библиографический список:

  1. Берштейн Н.А. О построении движений. – М.: Медгиз, 1947. – 254 с.
  2. Жбанков О.В. Специальная и физическая подготовка в бадминтоне. – М.: Изд-во МГТУ им Н.Э. Баумана, 2011. – 340 с.
  3. Рыбаков Д.П., Штильман М.И. Основы спортивного бадминтона. – М.: ФиС, 2010. – 176 с.
  4. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие. – М.: Академия, 2006. – 480 с.
  5. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: общие основы теории и методики физ. воспитания; теорет.-метод. аспекты спорта и проф. – прикл. Форм физ. культуры: учеб. для ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 542 с.

 

Все статьи