Статьи

ПРИЧИНЫ СНИЖЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Гранкина Ирина Константиновна.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Ордынского района Новосибирской области Вагайцевский детский сад «Солнышко», инструктор по физической культуре, igrank@list.ru.

 

Аннотация. В статье представлены результаты исследования причин снижения двигательной активности детей дошкольного образовательного учреждения, связанные с недостаточным использованием спортивного инвентаря.

Ключевые слова: дошкольник, двигательная деятельность, компьютеризация.

 

REASONS OF DECREASING THE MOTOR ACTIVITY OF PRESCHOOL CHILDREN

 

Grankina Irina.

Municipal state preschool educational institution Ordynsky district of the Novosibirsk region Vagaitsevskiy kindergarten “Solnyshko”, instructor of physical culture (first category), igrank@list.ru.

 

Abstract. The article presents results in researches of decreasing motor activity reasons of preschool children, which is associated with the lack of using sports equipment.

Key words: preschool child, motor activity, the computerization.

 

Физические нагрузки и двигательная активность составляют биологическую необходимость для жизни и здоровья человека, так как на протяжении всего эволюционного пути людям приходилось сражаться со стихиями природы, отстаивать свою территорию, бороться за выживание.

Для гармоничного роста и развития детского организма необходимостью являются разнообразные двигательные акты, которые определяют дальнейшее структурное и функциональное развитие индивида, в зависимости от степени удовлетворения потребности в движениях. К тому же, без достаточной двигательной деятельности ребенок не может прожить все необходимые фазы развития и формирования организма в целом. Двигательная деятельность для детей то же, что и фундамент для здания, чем он прочнее, тем выше может быть надстройка; чем больше забот родители проявляют о физическом воспитании ребенка, тем больше успехов он достигнет в общем развитии; в умении работать и быть полезным для общества человеком [2, с. 131-134].

 

С другой стороны, следует обратить внимание, что в последние годы большинство дошкольников испытывают гипокинезию – недостаток в движениях. Причина этого, гиподинамия – малоподвижный образ существования, вследствие комфортных жизненных условий (автомобили, лифт, и т.д.), развитие научно-технического прогресса и высоких технологий (бытовая и цифровая техника, интерактивные игрушки, и т.д.) Это неизбежно меняет стиль жизни современных детей, проводящих большую часть времени с развлекательными гаджетами, у экрана телевизора или монитора компьютера. Гиподинамия и гипокинезия отрицательно сказывается на состоянии сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Порой дети отстают от нормы по показателям подвижности в суставах, мышечной работоспособности, координации движений. [3; 4].

Практическое изучение особенностей влияния компьютерной техники и компьютерных игр на двигательную активность проводилось на базе муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Ордынского района Новосибирской области – Вагайцевский детский сад «Солнышко». В исследовании приняли участие 92 ребенка и 148 родителей. Цель работы: выявить причины снижения двигательной активности дошкольников.

Было установлено, что у 98% семей дома имеется компьютер, дети дошкольного возраста испытывают активный интерес к электронной технике, предпочитая другим играм (92%), это указывает на увеличение времени, проводимого ребенком за монитором и соответственно уменьшение времени общения его со сверстниками, родителями и сокращение других видов игровой и двигательной деятельности.

При анкетировании родителей, выяснилось, что в 91% семьях в досуговое время предпочитают занять ребенка просмотром мультфильмов или компьютерными играми, т.к. это может занять его на несколько часов, реже 62% конструированием, рисованием, не задумываясь, насколько вредна гиподинамия для здоровья и общего развития растущего организма.

Опрос показал, что такие игрушки как мяч, скакалка, обруч, имеют 59% детей, тогда как играют в них, всего 34%. Остальные либо не могут самостоятельно организовать игру, либо встречают неодобрение со стороны взрослых. Интересно отметить, что количество дошкольников имеющих свой компьютер или гаджет составляет 71%. Это позволяет предположить, что дети находятся в статическом положении неограниченное время, так как в силу несформированности психических и волевых качеств, ребенок не может самостоятельно регулировать смену видов деятельности.

Если исследования 2011г. показали, что около 10 % детей начинают увлекаться компьютером уже с двух лет [1, с. 467], то на сегодняшний день 37% двухлетних детей имеют собственные гаджеты, за которыми проводят большую часть времени бодрствования.

Педагоги и врачи рекомендуют детям до 6 лет использовать компьютер не более 20 минут, желательно не каждый день [5, с. 138]. Тогда как исследования показали, что 74% дошкольников проводят у монитора более часа. Что позволяет предположить, какой вред наносится на не полностью сформированный организм дошкольника.

Из полученных данных видна взаимосвязь применения компьютерной техники для развития и развлечения детей, и  обычного спортивного инвентаря в повседневных играх, таких как мяч, скакалка, обруч, и т.д. (табл.1), что неизбежно влечет за собой негативные изменения в физическом развитии ребенка.

 

Таблица-1. Результаты анкетирования родителей по вопросам организации досугового времени дошкольников и применяемых средств.

Таким образом, можно сделать вывод о необходимости непосредственного включения родителей в формирование активного двигательного режима дошкольников. Ведь ответственность за здоровье, чем и как занят ребенок дома, полностью ложится на родителей, поэтому не нужно забывать, о необходимости ограничения использования компьютерных технологий в игровой среде дошкольника. Для этого взрослым нужно своим примером и заинтересованностью, помочь ребенку в освоении традиционного спортивного инвентаря.

К примеру, необходимым инвентарем для детей любого возраста, считаются различные мячи. Дети, совершая различные действия (катание, подкидывание, ловлю, отбивание и др.), испытывают физическое, психологическое, интеллектуальное и эмоциональное воздействие на все системы и процессы, протекающие в организме. Можно с уверенностью сказать, что игровые занятия и упражнения с мячом – отличная специфическая гимнастика, которая формирует опыт владения предметом в процессе динамических и кинетических действий.

 

Библиографический список:

  1. Бревнова Ю.А. Особенности влияния компьютерной техники на современную субкультуру детства // Фундаментальные исследования. 2011. № 12-3. С. 467. [Электронный ресурс]. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vliyaniya-kompyuternoy-tehniki-na-sovremennuyu-subkulturu-detstva (дата обращения: 12.02.2017).
  2. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Тория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М., 1985. С. 131–134.
  3. Одинокова Н. А. Особенности включения компьютерных развивающих игр в занятия с дошкольниками с ограниченными возможностями зрения // Современные проблемы общей и коррекционной педагогики и психологии детства: материалы IX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. – Новосибирск, Изд-во НГПУ, 2013. – С. 189-193.
  4. Одинокова Н.А. Коррекционная работа по развитию основных видов движений у дошкольников, имеющих нарушение зрения с использованием подвижных игр // Инклюзивное образование в России и за рубежом: теория и практика: монография. – Новосибирск: ООО агентство «Сибпринт», 2013.  – 206 с. – Гл. 3. – С. 134-202.
  5. Петрова Е.И. Дети и компьютер // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2012. №1. С. 138. [Электронный ресурс]. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/deti-i-kompyuter (дата обращения: 12.02.2017).