Статьи

ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Сорокина Елена Львовна.

Россия, г. Новосибирск, ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет путей сообщения», кафедра «Физическое воспитание и спорт», доцент; ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», доцент кафедры физического воспитания и спорта, so117@yandex.ru.

Тимофеев Сергей Игоревич.

Россия, г. Новосибирск, ФГАОУ ВО «Новосибирский национальный исследовательский государственный университет», доцент, МБУДО ДЮ(Ф)Ц №1 "ЛИГР", тренер-преподаватель высшей квалификационной категории, timofeev1@mosk.ru.

Аннотация. Дистанционное обучение дисциплине «Физическая культура» включает: процесс изучения основных теоретических построений, технологий самостоятельных занятий физическими упражнениями, приёмов и методов самоконтроля; решение практикоориентированных заданий; выполнение контрольных тестов, рубежных и итоговых контрольных заданий. Основой эффективного обучения является свободная и целенаправленная активная самостоятельная познавательная деятельность студента.

Ключевые слова: дистанционное обучение, физическая культура, студенты вуза.

APPROACHES TO THE DISTANCE LEARNING PROCESS ORGANIZATION OF UNIVERSITY STUDENTS ON THE

"PHYSICAL CULTURE" DISCIPLINE

Sorokina Elena Lvovna.

Russia, Novosibirsk, FSBEI of Higher Education " The Siberian Transport University", Physical Education and Sports Department, Associate Professor, so117@yandex.ru.

Timofeev Sergey Igorevich.

Russia, Novosibirsk, Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Novosibirsk National Research State University", Associate Professor, MBIAE No. 1 "LIGR", trainer-teacher of the highest qualification category, timofeev1@mosk.ru.

Abstract. Distance learning of "Physical culture discipline includes: the process of studying the basic theoretical constructions, independent physical exercises technologies, techniques and methods of self-control; solving practice-oriented tasks; execution of control tests, midterm and final control tasks. The basis for effective teaching is the free and purposeful active independent cognitive activity of the student.

Key words: distance learning, physical education, university students.

Являясь следствием объективного процесса информатизации и вбирая в себя лучшие черты других форм, дистанционное обучение вошло в ХХI век как наиболее перспективная, гуманистическая, интегральная форма образования, а в условиях пандемии стало востребованной и единственной возможностью его получения.

Как любой образовательный процесс, дистанционное обучение дисциплине «Физическая культура» имеет целью вовлечь студентов в активную познавательную деятельность. Проблема её организации может решаться посредством предоставления системы учебных, методических, инструктивных и контрольных материалов, которые дают возможность: понять и усвоить содержание основ теории; осуществить самоуправление и коррекцию учебной работы, провести самоконтроль и самооценку ее результатов в оптимальном для каждого студента темпе.

Для этого преподавателю необходимо предварительно продумать, написать учебное, методическое, инструктивное содержание, составить тесты для самоконтроля, а также варианты итоговых контрольных заданий. Затем оформить все это в виде электронных файлов для передачи их по каналам электронной связи. Особенно важно в данных материалах дать подробные инструкции, указать на необходимость и возможность консультаций с преподавателем.

Поскольку работа студентов над освоением учебного материала проходит самостоятельно, должны быть ясно указаны сроки и содержание контрольно-зачетных работ.

Дисциплина «Физическая культура», изучаемая в вузе, в условиях пандемии и переходе студентов на дистанционное обучение должна быть обеспечена всем комплексом материалов, которые позволят в полной мере освоить её в дистанционном формате.

На наш взгляд, в содержании дисциплины можно условно выделить следующие её составляющие: цели, основные теоретические построения и описания, технологии самостоятельных занятий физическими упражнениями, приёмы и методы самоконтроля, практикоориентированные задания, контрольные тесты; содержание рубежных и итоговых контрольных заданий, методику оформления итоговых работ по каждому разделу, форма и содержание которых покажут полноту и глубину усвоения знаний.

Содержание теоретического материала, предлагаемого для дистанционного изучения, нами выделено в девять разделов.

Первый раздел направлен на формирование у студентов целостного представления о физической культуре, как элементе общей культуры человека. Раздел раскрывает социальную значимость физической культуры как общественного явления,

Второй раздел посвящён спорту и рассматривает его как доминирующую форму проявления физической культуры, средство выявления и социального признания высших психофизических способ­ностей человека.

Третий раздел направлен на формирование у студентов знаний о физической и умственной работоспособности, понимания роли двигательной активности в обеспечении оптимальной умственной работоспособности человека. Рассматриваемые в разделе вопросы показывают пути оптимизации физической работоспособности, посредством применения регулярных физических нагрузок.

Материал, представленный в четвёртом разделе, направлен на формирование общего представления о физических качествах человека, а также средствах, методах, приемах их развития. Раздел направлен на изучение физиологических механизмов энергообеспечения мышечной деятельности, компонентов нагрузки, позволяющих рационально развивать двигательные способности человека.

В пятом разделе рассмотрены принципы, закономерности, вопросы организации спортивной тренировки, теоретические основы соревновательной деятельности. Даны понятия спортивной техники и тактики, представлены технологии их формирования.

Шестой раздел раскрывает суть прикладных знаний и специальных качеств, умений и навыков, способствующих достижению объективной готовности человека к условиям и воздействиям профессиональной деятельности.

Изучение седьмого раздела направлено на формирование знаний в области организации и методики самостоятельных занятий физическими упражнениями. В разделе рассматриваются вопросы планирования самостоятельных занятий физическими упражнениями, организации систематического самостоятельного наблюдения за состоянием здоровья, физического развития, динамикой изменения работоспособности.

Восьмой раздел нацелен на ознакомление студентов с историей возникновения и развития знаний о здоровье. Формирует понятие о здоровье, его критериях и определяющих факторах. Теоретический материал направлен на формирование знаний о приёмах и методах измерения индивидуального здоровья. В данном разделе также рассматриваются вопросы о средствах сохранения и укрепления здоровья, принципах оздоровительной тренировки.

Девятый раздел направлен на формирование основ здорового образа жизни. В разделе детально рассмотрены наиболее важные компоненты здорового образа жизни, такие как: питание, двигательная активность, режим дня, закаливающие процедуры; раскрыта сущность оздоровительного эффекта, оказываемого на организм, систематическими занятиями физическими упражнениями.

Практикум для дистанционных занятий также состоит из девяти разделов. Каждый раздел включает в себя: контрольные тесты и задания для самостоятельной работы (репродуктивного и продуктивного характера), вопросы для самоконтроля. Выполнение заданий требует от студентов: воспроизведения информации по памяти; проявления методических умений.

Содержание практикума предусматривает выполнение учебных заданий различной сложности и предполагает разные уровни ос­воения студентами теоретического и методического материала по физической культуре.

Важным элементом дистанционного курса являются методики диагностики функционального состояния организма и определения количественных показателей здоровья, доступные для самодиагностики.

Методика расчёта двигательного возраста с помощью универсального комплекса контрольных физических упражнений, позволяет проводить сравнительную оценку физической кондиции, а также отслеживать индивидуальный уровень физической подготовленности на всех возрастных этапах, что в свою очередь, является необходимым для раскрытия индивидуального потенциала и внутренних резервов здоровья каждого студента.

Дневник самоконтроля позволяет самостоятельно отслеживать суточные, недельные, месячные объёмы двигательной активности, составлять индивидуальные программы, вести наблюдение за состоянием здоровья, физической подготовленностью, работоспособностью.

Эффективность дистанционного обучения в значительной степени определяется формой организации обратной связи между каждым студентом и преподавателем. Студент, работая с методическим материалом, размещенным на учебном сайте, следуя инструкциям и указаниям, выполняет задания самоконтроля и составляет отчёты, оформляя их в виде электронных файлов-отчетов, присылает их в определенные сроки преподавателю на его электронную почту. По этой же почте каждый студент может задать вопросы, направить свои замечания, просьбы и комментарии. Преподаватель проверяет все присланные отчеты, комментирует ошибки и недоработки, оценивает эти работы, в случае необходимости отправляет на доработку, ведет журнал успеваемости. Таким образом, основное «общение» преподавателя и студента в дистанционном обучении происходит в виде обмена электронными письмами. Также допустимо использовать средства электронных коммуникаций.

Наш опыт показывает, что использование технологии электронных писем позволяет оперативно, доказательно, полно и четко организовать работу [2]. Для обеспечения гласности процесса и его результатов, может быть создана база отчетов о выполнении контрольных заданий. Далее составляется итоговая ведомость для регистрации в деканатах. Ведомость подписывается преподавателем, ведущим процесс дистанционного обучения, а также, заведующим кафедрой.

Основой эффективного обучения является свободная и целенаправленная активная самостоятельная познавательная деятельность студента. Учебные материалы для дистанционного изучения, размещенные в виде WEB-сайтов на серверах Интернета, могут наилучшим образом и в наикратчайшие сроки обеспечить каждому доступ к авторским курсам. Учебные курсы-материалы, оформленные в виде электронных ресурсов, могут быть различных видов: тексты лекций, методические рекомендации, методические указания к практическим занятиям, контрольные задания и пр., набранные в какой-либо программной среде на современных компьютерах (MSWord, Excell, AdobeReader, PDF-редактор) и сохраненные в виде соответствующих файлов. Достаточно просто создаются электронные ресурсы путем сканирования печатных текстов и сохранения их в виде файлов с расширением .djv или графических файлов .jpg или .gif. Для изучения текстов и рисунков, представленных в электронном виде, служат соответствующие компьютерные программы (редакторы) – представляющие на экране компьютера, планшета, смартфона сохраненные в этих файлах тексты и изображения.

Все эти ресурсы предоставляются каждому студенту так, чтобы они были доступны ему в любое время, либо в виде вебинаров и теле-видео конференций, а также по технологии передачи информации с помощью электронной почты [1].

Но очевидно, что к дистанционному обучению студент должен быть готов, изучая текстовой материал, ему необходимо применять следующие навыки работы с текстом: определение идеи текста; составление плана, т.е. структуризация изучаемого материала; формализация, т.е. преобразование текстовой информации в схему или таблицу; выявление спорных вопросов и противоречий в тексте; сбор дополнительного материала для поиска ответов и разрешения противоречий; самостоятельные выводы по теме.

Важными в процессе дистанционного обучения являются и навыки самовоспитания, такие как самопознание, самоанализ, самоконтроль, самоорганизация. Самопознание предполагает оценку своих способностей, понимание своего потенциала для улучшения процессов запоминания, концентрации внимания и т.д. Анализ собственного поведения, своих действий с целью выявить наиболее частые ошибки, переосмыслить и оптимизировать действия, с тем, чтобы сделать эффективным процесс обучения. Самоконтроль важен на этапе до контроля со стороны преподавателя, когда студент самостоятельно проверяет свою работу на наличие ошибок. Навык самоорганизации студент использует в процессе самостоятельной деятельности тогда, когда ему необходимо составить график своей учебы, определяя и распределяя объем изучаемого материала на определенные сроки.

Но помимо навыков самообразования для дистанционного образования необходима мотивация. От нее во многом зависит стабильность и эффективность обучения.

Библиографический список.

  1. Андреев А.А. Дидактические основы дистанционного обучения. М.: РАО, 1999. – 213 с.
  2. Шатуновский В.Л., Шатуновская Е.А. Ещё раз о дистанционном обучении (организация и обеспечение дистанционного обучения) // Вестник науки и образования. – 2020. – № 9–1 (87). – С. 53–56.