Статьи

ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ

Скворцова Светлана Оганесовна.

Россия, Новосибирск, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», доцент кафедры физического воспитания и спорта, fotina.k@bk.ru.

Аннотация. Возрастание роли информационно-коммуникативных технологий приводит к смене мотивации от физического совершенствования к малоподвижному образу жизни, появлению компьютерных синдромов, поэтому возрастает значимость использования в процессе обучения студентов оздоровительных технологий, которые основаны на аэробных циклических нагрузках, оздоровительных техниках дыхания, специальных упражнениях.

Ключевые слова: студенты, заболеваемость, мотивация, оздоровительные технологии.

approaches to students’ physical education on the basis of THEIR HEALTH STATUS analysis

Skvortsova Svetlana О.

Russia, Novosibirsk, FGBEO HE Novosibirsk State University of Economics and Business Administration "NINH, Associate Professor of Physical Education And Sport Department, kaf-fiz@nsuem.ru.

Abstract. The increasing role of information and communication technologies leads to the change of a physical perfection motivation to the sedentary lifestyle, the emergence of computer syndromes. Therefore the use of health technologies is increasing significantly in the students’ learning process that is based on aerobic cyclic breathing techniques, therapies, and special exercises.

Key words: students, morbidity, motivation, wellness technologies.

На сегодняшний день, очень заметна тенденция спада ценностного отношения студентов к состоянию своего здоровья. Это подтверждают результаты ежегодных медицинских осмотров обучающихся – первокурсников, в рамках которых диагностируются различные отклонения в состоянии здоровья, рост числа хронических заболеваний.

Ними проведён анализ состояния здоровья поступивших в центр СПО после 9 и 11 классов.

По мнению В. К. Бальсевича [1], данная возрастная категория (15–17 лет) характеризуется достижением самых высоких темпов развития физического потенциала в целом, наиболее интенсивный рост силовых показателей, выносливости и совершенствование двигательных координаций. Но, возрастание роли информационно – коммуникативных технологий приводит к смене мотивации от физического совершенствования к малоподвижному образу жизни, многочасовому времяпрепровождению на учебных занятиях, подготовке домашних заданий с постоянным использованием гаджетов, что, в свою очередь, приводит к гиподинамии, появлению компьютерных синдромов (длительной статической нагрузки, зрительного и дыхательного), снижению работоспособности.

Медицинский осмотр проводился для распределения в специальные медицинские группы. Было осмотрено: 29 групп – девятиклассников (594 человека) и 24 группы одиннадцатиклассников (356 человек) поступивших в центр СПО.

 Среди обучающихся девятых классов, лидируют заболевания опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, сколиозы, НШОП, остеохондроз, плоскостопие): 21.2% – сколиоз, нарушение осанки; 1.6% – НШОП, остеохондрозы; 5.8% – плоскостопие. Второе место занимают заболевания зрительного аппарата (миопия высокой, средней, слабой степени, астигматизм): 0.5% – миопия высокой степени; 4.5% – миопия средней степени; 18.5% – астигматизм, миопия слабой степени. Третье место занимает вегето-сосудистая дистония – 7.1% (42), характеризующаяся комплексом функциональных расстройств. Далее следуют заболевания дыхательной системы (риниты, гаймориты, бронхиальная астма) – 5.4% (32). Затем, заболевания сердечно-сосудистой системы (МПК, ВПС, аритмии) – 3.8% (23), и следующие: хр. тонзиллит 3.7% (22), заболевания ЖКТ и печени – 2.4% (14), хр. пиелонефрит – 2.4% (14), ожирение – 1.2% (7), заболевания ЦНС – 1% (6).  

Среди одиннадцатиклассников, лидирующую позицию занимает синдром вегето-сосудистой дистонии – 11.8% (42), затем миопии разной степени – 11.2% (40) и третьим, заболевания опорно-двигательного аппарата – 8.1% (29). Сердечно-сосудистые заболевания – 1.7% (6).

Кроме того, существует ряд заболеваний, которые встречаются у небольшого числа обследованных: аллергический дерматит, поллиноз, хр. экзема, варикозная болезнь, эпилепсия, заболевания щитовидной железы, пупочная грыжа, дефицит массы тела.

Так как студенты центра СПО, являются в большинстве своем, будущими студентами высшей школы очевидна заинтересованность в использовании в практической работе методик формирования мотивационных установок, направленных на активное самопознание и самосовершенствование, а также, оздоровительных технологий, в основе которых: аэробные циклические нагрузки, различные техники дыхания, специальные упражнения.

Значимым является использование учебно-методических пособий для самостоятельных занятий лечебной физкультурой по диагностируемым заболеваниям.

Необходимо также учитывать, что в конечном счёте, успешность любой оздоровительной программы определяет ее привлекательность для выполняющих, способность формировать понимание значимости здоровья, для будущей профессиональной деятельности.

 

 

Библиографический список:

  1. Бальсевич В.К. Двигательная активность как феномен кинезиологического потенциала человека // БЕРЕГИНЯ.777.СОВА. 2013. №1 (16). [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dvigatelnaya-aktivnost-kak-fenomen-kineziologicheskogo-potentsiala-cheloveka (дата обращения: 05.06.2019).