Статьи

ПОДГОТОВКА ТЕННИСИСТОВ НА СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

Ивченко Елена Владимировна.

г. Новосибирск, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Новосибирска «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва «Центр игровых видов спорта», инструктор-методист, otd_tennis@mail.ru.

Куропатов Юрий Михайлович.

г. Новосибирск, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Новосибирска «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва «Центр игровых видов спорта», старший тренер-преподаватель по теннису, otd_tennis@mail.ru.

Аннотация. В данной статье рассматривается процесс подготовки теннисистов на спортивно-оздоровительном этапе по дополнительной общеразвивающей  программе в области физической культуры и спорта  по виду спорта «Теннис». Авторами раскрыто содержание и организационные аспекты тренировочного процесса на данном этапе.

Ключевые слова: теннис, игра, дополнительная общеразвивающая программа, спортивно-оздоровительный этап.

Training tennis players

at the sports and fitness stage for an additional general development program in the field of physical culture and sports in the form of sport "Tennis"

Ivchenko Elena Vladimirovna.

Novosibirsk, Municipal budgetary institution of additional education of the city of Novosibirsk "Specialized children and youth sports school of the Olympic reserve" Center of team sports ", instructor-methodologist, otd_tennis@mail.ru.

Kuropatov Yuri Mikhailovich.

Novosibirsk, Municipal budgetary institution of additional education of the city of Novosibirsk "Specialized children-youth sports school of the Olympic reserve" Center of game sports ", senior coach-teacher in tennis, otd_tennis@mail.ru.

Abstract. This article discusses the preparation of tennis players at the sports and fitness stage on an additional general developmental program in the field of physical culture and sports in the form of sport "Tennis". Describes the specifics of training tennis players and its impact on the development of human health.

Key words: tennis, game, additional general development program, sports and fitness stage.

Законодательно установленное содержание дополнительного образования реализует новые векторы развития. В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование определяется как вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании, который не сопровождается повышением уровня образования. Таким образом, дополнительное образование – единственный в Российской Федерации вид образования, позволяющий дополнить значительный стандартизированный объём (определённый федеральными государственными стандартами различного уровня) вариативным содержанием, в целях развития личности в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями, способностями, интересами, особенностями.

В настоящее время дополнительное образование занимает важное место в системе непрерывного образования и структуре образования в Российской Федерации и включает в себя подвиды: дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование. Данный вид образования включен в систему непрерывного образования в контексте современной теории обучения на протяжении всей жизни и увеличивает границы возможностей развития человека.

В соответствии с Законом, цели и задачи дополнительного образования имеют гуманистическую направленность и вариативность содержания, которое призвано обеспечить сбережение здоровья, организацию содержательного досуга, формирование культуры, развитие способностей, личностное и профессиональное самоопределение детей и взрослых [5, с.3].

В данной работе представлены содержание и специфика образовательной деятельности по реализации дополнительной общеразвивающей программы в области физической культуры и спорта по виду спорта «Теннис», соответствующие современным требованиям, с учётом необходимых условий и возможностей для физкультурного образования, воспитания и развития, организации досуга для формирования потребностей в поддержании здорового образа жизни и занятий спортом.

Доказано, что теннис, как один из видов спорта, являясь наиболее эффективным средством поддержания жизненного тонуса и укрепления здоровья, дает занимающимся большой эмоциональный заряд и чувство удовлетворенности своей деятельностью. Рост популярности тенниса в России и повышенный интерес у детей, подростков и их родителей к данному виду спорта обусловлен, в первую очередь, высокими результатами российских теннисистов на турнирах «Большого шлема», ATP и WTA, а также, других турнирах мировой классификации [5].

На наш взгляд, в спортивное учреждение на спортивно-оздоровительный этап необходимо принимать всех желающих, что обеспечит массовость. В дальнейшем, в ходе занятий, последовательно осуществлять отбор талантливых (одаренных) занимающихся. Основными критериями при этом являются: способность к занятиям избранным видом спорта – теннис, состояние здоровья, трудолюбие, дисциплинированность.

При организации занятий необходимо учитывать ряд методических и организационных особенностей: нагрузки должны строго соответствовать функциональным возможностям занимающихся; в процессе занятий необходимы: соблюдение рационального режима, контроль  состояния здоровья и физического развития. Надежной основой успеха занимающихся в будущем можно считать приобретенный актив умений и навыков, всестороннее развитие физических качеств.

Планирование учебного процесса (подготовки) необходимо выстраивать через структурное построение тренировки, характеризующееся соотношением элементов содержания и порядком их изменения в рамках отдельного занятия, этапа, периода или цикла. Имеется в виду порядок, в котором будут решаться задачи воспитания силы, быстроты, выносливости в отдельном занятии, в рамках целого этапа и т.д., или последовательность задач обучения и воспитания физических качеств во всех звеньях тренировочного процесса и целый ряд иных факторов, относящихся к содержанию тренировки. Структура тренировки определяется также соотношением параметров тренировочной нагрузки (объема и интенсивности) и порядком их изменения в рамках занятий, этапов, периодов и циклов тренировки [7, с.7].

В основе планирования тренировочного процесса (оперативного, текущего, этапного, многолетнего) лежат закономерности теории спортивной тренировки, следовательно, планирование должно быть:

  • целенаправленным, что требует четкого определения конечной цели учебной, спортивной и воспитательной работы;
  • перспективным – рассчитанным на несколько лет и включающим в себя планы занятий, циклов, этапов и т.п., а также, различные виды контроля выполнения соответствующих планов;
  • всесторонним – охватывающим весь комплекс задач, которые необходимо решать в процессе подготовки;
  • конкретным и реальным, что предполагает строгое соответствие поставленных задач, а значит, средств и методов для их решения;
  • соответствующим состоянию занимающегося, возрасту, уровню подготовленности и условиям.

При построении процесса подготовки теннисистов важен учёт особенностей физического развития обучающихся (координационных и кондиционных способностей, функциональных возможностей различных систем организма) и закономерностей их развития.

Достижение основной цели спортивно-оздоровительного этапа предполагает обеспечение физической и координационной готовности к обучению простым  упражнениям, организацию отбора к дальнейшим занятиям спортом, и возможно при использовании широкого спектра тренировочных средств, таких как: общеразвивающие упражнения, подвижные игры и игровые упражнения (являются основным средством), метание спортивных предметов; элементы акробатики; скоростно-силовые и прыжковые упражнения.

Следует обратить внимание на тот факт, что дети дошкольного и младшего школьного возраста с трудом выполняют длительную монотонную работу. Именно поэтому очень важно проведение занятий на высоком эмоциональном уровне, с включением подвижных игр с обязательным подведением итогов. В этом возрасте дети наиболее чувствительны к восприятию заданий на быстроту движений, быстроту реагирования, частоту движений, на способность к ориентированию в пространстве, на задания по перестроению двигательных действий, ритму.

Для обеспечения процесса технической и физической подготовки целесообразно применять упражнения комплексно.

Общая физическая подготовка должна обеспечить разностороннее физическое развитие теннисистов, а специальная физическая подготовка, в общем незначительном объёме, направлена на содействие освоению базовых технических приёмов.

Упражнения, направленные на развитие быстроты, как правило, применяют в основной части занятия, после разминки, когда степень возбуждения центральной нервной системы оптимальна и способствует усвоению двигательных навыков, наиболее трудных по координации, затем применяют игровые упражнения, способствующие закреплению навыка.

Комплексные упражнения, направленные на воспитание силы, используют во второй половине занятия, так как к этому периоду наиболее полно проявляются функциональные возможности дыхания, кровообращения и других систем организма. Комплекс упражнений силовой направленности подкрепляют соответствующими силовыми играми и игровыми упражнениями.

Воспитание физических качеств, необходимых теннисисту, следует развивать с использованием разнообразных заданий, специальных упражнений с оптимальной продолжительностью выполнения.

Для составления представления о наличии способностей (одарённости) к занятиям теннисом тренеру следует обращать внимание на ряд факторов: быстроту обучаемости во время занятий подвижными играми, физическую выносливость и быстроту восстановления, готовность выполнять трудоёмкую работу, способность к быстрому выполнению движений и быстрой перестройке двигательной программы.

Обучение технике на данном этапе подготовки носит ознакомительный характер и осуществляется на основе обучения базовым элементам.

К особенностям формирования навыков при занятиях теннисом на спортивно-оздоровительном этапе осуществляется можно отнести следующие:

  • широкое использование принципа наглядности (необходим качественный показ техники выполнения упражнений);
  • основными методами являются методы упражнения (игровой и соревновательный);
  • показ упражнений –  целостный и образцовый, объяснение – краткое.

Творческий подход к преподаванию обязателен и позволяет сделать образовательный процесс интересным.

Тактическая подготовка реализуется через использование игровых упражнений и, в целом, направлена на развитие тактического мышления.

Первые два года на спортивно-оздоровительном этапе занимающиеся не принимают участия в официальных соревнованиях.

На третьем и четвертом году обучения решаемые задачи расширяются. Например, при воспитании физических качеств, добавляется акцент на воспитание аэробной (общей) выносливости, так как у детей очень низкий процент использования кислорода (6 лет – 3%; 10 лет – 3,6%; 14 – 3,9%), относительно невысокая экономичность функций внешнего дыхания и транспортной функции крови, именно поэтому низкая способность переносить гипоксические состояния [7, с. 11].

В этот период обучающиеся начинают участвовать в соревнованиях внутри группы и тренеру необходимо внимательно анализировать то, как теннисисты проводят свои матчи, способны ли они принимать правильные решения, как переносят психическую и физическую нагрузку.

Итак, обучение на спортивно-оздоровительном этапе по дополнительной общеразвивающей программе в области физической культуры и спорта по виду спорта «Теннис» позволяет развивать качественные свойства занимающихся, которые проявляются, прежде всего, в положительном отношении к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также, в желании использовать занятия теннисом для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве, что способствует развитию уверенности в себе, умению ставить и решать двигательные задачи. Следовательно, работа в данном направлении актуальна.

Библиографический список:

  1. Иванова Г.П. Теннис. Воспитание чемпиона. – Спб., 2010. – 161 с.
  2. Макарова Г. А. Спортивная медицина: учеб. для студентов высших учебных заведений, осуществляющих образовательную деятельность по направлению 521900 – Физическая культура и специальности 022300 – Физическая культура и спорт. - М.: Советский спорт, 2003. – 480 с.
  3. «Методические рекомендации по организации спортивной подготовки в Российской Федерации» (утверждено Министерством спорта Российской Федерации 12.05.2014 г.).
  4. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. – М.: ACT Астрель, 2002. – 863 с.
  5. Общая физическая подготовка теннисиста [Электронный ресурс]. – URL: http://opentennis.ru/trening.php (Дата обращения: 12.07.2018 г.).
  6. Теннис. Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮСШОР / под ред. В.А. Голенко, А.П. Скородумовой. - М., 2009. – 137 с.
  7. Теннис. Программа / под ред. Всеволодов И.В., Голенко В.А., Горелов В.А., Жихарева О. И., Скородумова А. П., "Советский спорт", 2005. – 105 с.
  8. Теннис / Г.П. Иванова, Т.И. Князева. - Спб., 2008. – 216 с.
  9. Теннис: Правила игры и соревнований. - М., 1993. – 80 с.
  10. Федеральный закон от 04.122007 №329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
  11. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».