Статьи

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ФРАНЦИИ

Семенчук Арина Сергеевна.

Россия, г. Новосибирск, ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет путей сообщения», студент, arinasem2012@gmail.com

Сорокина Полина Олеговна.

Россия, г. Новосибирск, Alliance Francaise, студент, sorokinap150101@gmail.com.

Аннотация. Рассмотрена структура системы физического образования, которая включает в себя мировоззренческие основы, теоретико-методические основы, программно-нормативные основы и организационные основы. Охарактеризована система физического воспитания в высших учебных заведениях Франции на примере университета искусств, гуманитарных и социальных наук Жан Жорес Тулузы и Бордо.

Ключевые слова: система физического воспитания, студенты, Франция.

FEATURES OF THE PHYSICAL EDUCATION SYSTEM IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS IN FRANCE

Semenchuk Arina Sergeevna.

Russia, Novosibirsk, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education, Siberian State Transport University, student, arinasem2012@gmail.com

Sorokina Polina Olegovna.

Russia, Novosibirsk, Alliance Francaise, student, sorokinap150101@gmail.com

Abstract. The structure of the physical education system is considered, which includes worldview foundations, theoretical and methodological foundations, program and regulatory foundations and organizational foundations. The system of physical education in higher educational institutions of France is characterized by the example of the University of Arts, Humanities and Social Sciences Jean Jaures of Toulouse and Bordeaux.

Key words: physical education system, students, France.

Согласно Ж.К. Холодову, «Система физического воспитания – это исторически обусловленный тип социальной практики физического воспитания, включающий мировоззренческие, теоретико-методические, программно-нормативные и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенствование людей и формирование здорового образа жизни» [4, с. 10].

Структура системы физического воспитания включает в себя: мировоззренческие основы; теоретико-методические основы; программно-нормативные основы; организационные основы.

Мировоззренческие основы, определяя деятельность человека, представляют собой систему взглядов и идей. Мировоззренческие установки, обеспечивая развитие личности занимающихся, способствуют не только реализации физических кондиций, развитию телесности, формированию здоровья, но и готовят занимающихся к профессиональной деятельности.

Система физического воспитания опирается на научные достижения в различных областях, ее теоретико-методической основой служат: анатомия, биохимия, физиология, социология и философия, педагогические науки. На основе положений указанных наук вырабатываются общие закономерности физического воспитания. В свою очередь, физическое воспитание базируется на соблюдении государственных образовательных программ и стандартов. Эти программы, содержат научно обоснованные задачи и средства физического воспитания, комплексы двигательных умений и навыков, перечень норм и требований и составляют программно-нормативные основы системы физического воспитания (конкретизируются в зависимости от возраста, пола, уровня подготовленности, состояния здоровья занимающихся). Физкультурное движение имеет два основных направления: общеподготовительное и специализированное.

В программно-нормативных основах системы физического воспитания находят свое воплощение основные принципы физического воспитания.

Организационную структуру системы физического воспитания составляют государственные и общественно-самодеятельные формы организации, руководства и управления [4, с. 13].

Система физического образования во Франции играет огромную роль. В стране с детьми рано начинают заниматься физической культурой. Особое внимание уделяется дисциплинам, связанным с бегом и плаванием, так как считается, что в них наиболее значителен прогресс ребенка. Во французской системе образования занятия спортом – это возможность проявить себя, избавиться от накопленного стресса. Именно поэтому считается, что занятия физической культурой – это лучший способ борьбы с неуспеваемостью [2, с. 136].

Целью физического воспитания во французской системе образования является формирование всесторонне развитого как в спортивном, так и в культурном плане, гражданина своей страны [2, с. 136].

Задачи обучения физической культуре и спорту во Франции: развитие и мобилизация ресурсов для улучшения двигательных навыков; способствование личному развитию и самореализации; развитие имиджа и чувства собственного достоинства; поддержание здоровья; обеспечение собственной безопасности и безопасности окружающих [2, с. 136].

Во французской системе образования до недавнего времени существовало два метода физического воспитания. Первый метод являлся классическим и выдвигал гимнастику как базовое средство, поэтому, физическая культура представляла собой совокупность движений и упражнений на гимнастических снарядах. В центр второго метода ставились игры на воздухе и различные упражнения, развивающие силу и ловкость [2, с. 137].

Каждый из методов обладал своими преимуществами и недостатками, что послужило поводом для создания третьего метода, который получил наибольшее распространение и применяется до сих пор. Метод представляет собой некий синтез предыдущих двух и заключается в слиянии гимнастических упражнений и игр, способствующих развитию силы и ловкости [2, с 137].

В первый год обучения на бакалавриате студенты имеют возможность формировать собственный план обучения, в который обязательно должны входить 3 дисциплины, выбранные по желанию студента. Студенты в течение семестра практикуются и оцениваются по выбранным дисциплинам и затем сдают зачет, который является обязательным для получения звания бакалавра. [2, с. 138].

Франция является страной, которая уделяет много внимания здоровью своих жителей. Государственный комитет по спорту организует более 250000 различных соревнований в течение года. Кроме того, 70–75% бюджета министерства молодежи и спорта расходуется именно на развитие спорта [там же, с. 138].

В университете искусств, гуманитарных и социальных наук Жан Жорес Тулузы, основанном в 1229 году, количество занятий физической культурой и спортом в более чем тридцати секциях обеспечивают вариативные возможности для занятий студентам разного уровня физической и технической подготовленности от начинающих до спортсменов высочайшего уровня. В число спортивных дисциплин входят: цирковое искусство, бадминтон, баскетбол, каньонинг, альпинизм, горный туризм, классический, современный и джазовый танец, классическая верховая езда, фитнес, футбол, гольф, гандбол, дзюдо, бодибилдинг, виндсерфинг, регби, сальса, сават (французский бокс), самооборона, горнолыжный спорт, сноубординг, тайцзи, теннис, стрельба из лука, парусный спорт, волейбол, йога и др. [3, с. 319].

Для занятий спортом студентам необходимо получить лицензию. Эта лицензия позволяет заниматься спортом на любом уровне, а также обучаться на курсах спортивных инструкторов, принимать участие в различных спортивных мероприятиях в течение года. Содействие в получении этой лицензии осуществляет университетская служба физической и спортивной деятельности, которая является членом Французской федерации университетского спорта.

Для оформления лицензии студентам необходимо предоставить студенческий билет текущего учебного года, медицинскую справку о допуске к данной спортивной практике, фото и оплатить взнос в размере 10 €. [Там же, с. 319].

Для обеспечения общедоступности любительских спортивных соревнований спортивная ассоциация UT2J, которая является членом Французской федерации университетов (FFSU), организует различные встречи, семинары и стажировки [Там же, с. 320].

Студенты-спортсмены UT2J делятся на три типа: студенты-спортсмены высочайшего уровня, зарегистрированные в списках Министерства здравоохранения, молодежи и спорта «Sportif de haut niveau» (SHN), студенты-спортсмены национального уровня «Bon Niveau National» (BNN) и студенты-спортсмены высокого университетского уровня «Bon Niveau Universitaire» (BNU) [Там же, с. 320].

Статус студента-спортсмена высокого уровня UT2J предоставляет некоторые преимущества. Во-первых, это привилегированная поддержка преподавателя-референта и определенный график обучения. Кроме того, возможность разработки индивидуального учебного плана (например, прохождение программы года обучения в течение двух лет, при определенных условиях), возможность переноса экзаменов, освобождение от дополнительных курсов или прохождение дополнительных курсов в соответствии со спортивными требованиями и т.д. [Там же, с. 320–321].

Для того чтобы студенты-спортсмены высшего спортивного уровня могли воспользоваться преимуществами в обучении, им необходимо зарегистрироваться и подать предварительно заверенную тренером заявку-контракт в секретариат университета. Данная заявка утверждается комиссией, состоящей из трех преподавателей физической культуры университета и члена регионального руководства молодежи и спорта, а также президентом университета. В конце года студент приглашается на церемонию приема студентов-спортсменов высокого уровня [Там же, с. 321].

Другим примером организации системы физического воспитания французских студентов является школа энциклопедических знаний Бордо, многодисциплинарный университет, который является одним из лидеров среди высших учебных заведений в области образования и научных исследований [3, с. 321].

В университете Бордо существует служба по физической и спортивной деятельности (SUAPS), которая отвечает за организацию и координацию спортивной и анимационной жизни университета. SUAPS обеспечивает:

  • продвижение и реализацию спортивной политики университета Бордо;
  • организацию и популяризацию физкультурно-спортивной и спортивной деятельности среди студентов и сотрудников университета;
  • организацию приема лучших спортсменов и соревнований высокого уровня;
  • управление и оптимизацию использования спортивных сооружений университета и соответствующего персонала;
  • участие в анимации кампусов и проектах, возглавляемых отделом университетской жизни [Там же, с. 322].

В университете Бордо также организована служба PHASE, которая обеспечивает персональную поддержку на протяжении учебного процесса студентам с особыми потребностями, а также в случае инвалидности или продолжительной болезни [Там же, с. 322].

Спортсмен высокого и хорошего уровня может воспользоваться индивидуальной и развивающейся поддержкой на протяжении всего обучения в университете. Персональную поддержку обеспечивает специальный сотрудник службы поддержки, чья роль заключается в согласовании действий университетских и неуниверситетских структур [Там же, с. 322].

Управлением спортивными сооружениями университета Бордо и поддержанием их в надлежащем состоянии занимается факультет физической и спортивной деятельности (SUAPS), необходимо отметить, что спортивные сооружения доступны всему университетскому сообществу [Там же, с. 322].

Университет Бордо единственный во Франции имеет олимпийский 50-метровый бассейн. В спортивную базу университета также входят футбольный стадион с четырьмя синтетическими футбольными полями последнего поколения, спортивный комплекс с игровой площадкой для тенниса, баскетбола, бадминтона площадью более 2000 квадратных метров, а также три корта для сквоша, стена для скалолазания, пять газонных полей для регби, в том числе поле со стендом, площадки площадью 1500 м² для гандбола, баскетбола, волейбола, настольный тенниса, мини-футбола, бадминтона, спортивный зал площадью 800 м², танцевальный зал, тренажерный зал и др. Для занятий легкой атлетикой имеется легкоатлетический комплекс, который включает 400-метровую дорожку, зону для прыжков, зону для метания. Занятия теннисом проводятся на 6 теннисных кортах [Там же, с. 322–323].

Университет Бордо активно поддерживает как спортивную, так и рекреационную активность, и рассматривает спортивные базы, как средство личностного развития студентов. В университете обеспечиваются условия, способствующие физическому совершенствованию, развитию в спорте высочайшего уровня, участию в региональных, национальных и международных соревнованиях [Там же, с. 323].

В университете Бордо существует академическая спортивная практика – квалификационное обучение по рейтингу. В зависимости от учебной программы и года обучения студенты могут выбрать вид оценивания своей физической активности или спортивной деятельности. Студенты также могут выбрать учебную программу физической активности или спортивной деятельности обучения под руководством преподавателей PSE или практикующих государственных специалистов без оценивания и участвовать в различных спортивно-рекреационных мероприятиях. Практикуются также персональные тренинги и специальные мероприятия физической активности в виде стажировок (катание на лыжах, сноуборде, серфинг, танцы и др.), которые предлагаются за финансовый вклад [Там же, с. 323].

Практика физической активности студентов строго контролируется и оценивается преподавателем EPS в случае квалификационного обучения. Для оценивания обязательна карточка учета посещаемости занятий студентов (UE Sport). Рейтинговое оценивание проводится по определенному списку мероприятий, открытых для квалификационного обучения. Имеется опция «бонус спорт» от 0 до 5 баллов, бонусы дополняют оценку студентов L1 и L3 (степень бакалавра), и M1 и M2 (степень магистра). Для варианта L2 EU «3 ECTS» – оценивание из 20 баллов [Там же, с. 324].

Выбор учебной программы физической активности или вида спорта студентов осуществляется после предварительной регистрации. Студенты подтверждают регистрацию в секретариате факультета, любой пропуск занятий автоматически отменяет предварительную регистрацию, также, обязательным является подтверждение расписания заданий на неделю от преподавателя EPS университета [Там же, с. 324].

Персональный тренинг студентов, которые обучаются по учебным программам физической активности, персонального обучения проводится под руководством преподавателя EPS. Регистрация студента проводится по месту проведения выбранного спортивного курса. Преподаватель EPS персонально отвечает за обучение на этом курсе с самого начала занятий [Там же, с. 324].

В результате проведенного исследования можно сделать вывод: в университетах уделяется большое внимание развитию спорта и физкультурной рекреации, система физкультурного образования обеспечивает популяризацию физкультурно-спортивной и спортивной деятельности среди студентов и сотрудников университета, благодаря вариативности, она полноценно удовлетворяет личностные потребности каждого студента.

Библиографический список.

  1. Бубка С.Н. Алексей Бутовский о системе физического воспитания во Франции // Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports. 2012. №6. [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aleksey-butovskiy-o-sisteme-fizicheskogo-vospitaniya-vo-frantsii (дата обращения: 26.04.2021).
  2. Головинова И.Ю., Федулова И.Д. Обзор системы физического образования во Франции // Наука-2020. – 2019. – № 6 (31). [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obzor-sistemy-fizicheskogo-obrazovaniya-vo-frantsii (дата обращения: 26.04.2021).
  3. Твердохлеб Е.Ф., Назарук Т.А. Физическое воспитание и спорт в университетах ЖАН ЖОРЕС И БОРДО // Минск, 2019. [Электронный ресурс]. – URL: http://elib.bsu.by/handle/123456789/228527 (дата обращения: 26.04.2021).
  4. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – Москва: Издательский центр «Академия», 2003. – 480 с.