Статьи

ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИМ ЭЛЕМЕНТАМ СПОРТСМЕНОВ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ НА АКРОБАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИНАХ СНОУБОРДА

Власенко Павел Павлович.

Россия, г. Южно-Сахалинск, ГАУ "Спортивная школа олимпийского резерва по горнолыжному спорту и сноуборду", тренер по сноуборду, sakh.freestyle@mail.ru.

Аннотация. Акробатический сноубординг относится к сложно координационным видам спорта с системой оценки по форме техники. Основой успешного выполнения соревновательного технического элемента (трюка) является специальная техническая подготовка. В связи с ранней специализацией, сокращением сроков обучения и усложнением спортивной техники к спортсменам предъявляются высокие требования в плане быстрого и эффективного освоения основ технических элементов. Это обусловливает необходимость поиска оптимальных путей, с помощью которых можно качественнее и быстрее научить спортсменов управлять своими движениями.

В статье рассмотрены основные проблемы, возникающие при обучении технике движений, используемые в акробатическом сноуборде, а также даны конкретные рекомендации по обучению выполнения технических элементов (трюков).

 Ключевые слова: сноубординг, акробатический сноуборд, биг эйр, слоуп стайл, хафпайп.

technical training Fundamentals of athletes specializing in acrobatic snowboard disciplines

Vlasenko Pavel Pavlovich.

Yuzhno-Sakhalinsk, GAU "Sports School of the Olympic Reserve in Alpine Skiing and Snowboarding", a snowboard coach, sakh.freestyle@mail.ru.

Abstract. Acrobatic snowboarding refers to complex coordination sports with a system of assessment based on the form of techniques performance. The basis for successful performance of a competitive technical element (trick) is a special technical training. Athletes have high requirements in terms of rapid and effective development of the main technical elements due to early specialization, shortened training periods and increasing complexity of sports technical elements. This makes it necessary to find the best ways to teach athletes to manage their movements better and faster.

The article discusses the main problems in teaching movement techniques used in acrobatic snowboard, as well as specific recommendations for training the performance of technical elements (tricks).

Keyword: snowboard, acrobatic snowboard, big air, slope style, halfpipe.

Введение. Сегодня акробатические виды сноубординга представлены на Олимпиаде тремя видами соревнований, это хафпайп, слоуп-стайл и биг эйр. Многие страны – лидеры акробатического сноубординга, параллельно с развитием баз для подготовки спортсменов, создают научные группы по разработке наиболее эффективных методов обучения с применением самых передовых знаний и технологий. Это даёт результаты в виде успешных выступлений на престижных соревнованиях и Олимпиадах.

Россия также стремится к улучшению показателей в акробатическом сноубординге. В нашей стране создаются специальные центры и базы для подготовки спортсменов, увеличивается количество сноубордистов, стремящихся к профессиональному занятию спортом. Все вышеназванные причины рождают спрос на специалистов, способных готовить спортсменов для соревнований самого различного уровня. Кроме того, в вопросах подготовки спортсменов ещё очень много неизученного.

Актуальность. Основной проблемой при подготовке спортсменов, занимающихся акробатическими видами сноуборда, является недостаток научно-методической литературы по организации учебно-тренировочного процесса, в том числе по обучению основным техническим элементам.

Научная новизна. Комплексное авторское исследование проблемы обучения основным техническим элементам в акробатическом сноуборде заключается в анализе существующей системы обучения, выявления ее недостатков, а также систематизации ключевых и самых эффективных приемов обучения.

Цель. Выработка качественно новой стратегии обучения основным техническим элементам, которая будет ориентирована на предупреждение формирования неверного навыка выполнения движения и на борьбу с его причинами.

Двигательная деятельность – важнейшая форма удовлетворения разнооб­разных потребностей. Обучение двигательным действиям необходимо в любой деятельности (трудовой, бытовой или спортивной). Однако только в сфере физической культуры и спорта изучение и применение избранно соревновательных двигательных действий на практике является основой обучения, поскольку здесь двигательная деятельность, выступает и как объект, и как средство, и как цель совершенствования.

Обучение как целенаправленный и организованный, систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством педагога включает в себя два вида деятельности: учение (деятельность ученика при овладении знаниями и умениями) и преподавание (деятельность педагога, направляющая процесс учения). Поэтому процесс обучения предполагает активное участие, как педагога, так и обучаемого. Педагогу важно знать, что качество учения обучаемого определяется качеством преподавания. Процесс обучения проходит максимально эффективно тогда, когда преподаватель понимает все психические процессы, возникающие при обучении, и умеет ими управлять.

Основными психическими процессами при обучении двигательным действиям являются: мотивация, внимание, восприятие, представление, мышление и память. Ядром психической готовности к выполнению упражнения является мотивация. Акробатический сноубординг – зрелищный, экстремальный вид спорта. Как правило, дети и подростки, приходя в секцию акробатического сноубординга, имеют чистую мотивацию в виде интереса к процессу овладения навыками катания и выполнения трюков. Им нравятся захватывающие, красивые трюки на сноуборде, а значит, мы изначально имеем занимающегося с высоким уровнем правильной (чистой) мотивации к процессу освоения техники.

Мотивация не снижается и далее, в процессе обучения, так как отсутствует большой объем монотонных, однообразных двигательных действий как, например, в циклических видах спорта, а основу процесса технической подготовки составляют собственно выполнение трюков на сноуборде и тренировочный процесс, связанный с воспитанием координационных способностей в безопорном положении – прыжки на батуте и на опоре – скейтбординг.

Учитывая, что мотивация напрямую влияет на внимание, а концентрация внимания, в свою очередь, определяет уровень восприятия информации о двигательном действии, можно утверждать, что мотивация определяет результат – более качественно сформированный образ двигательного действия.

Самая ответственная и значимая часть процесса обучения технике движений – передача информации о выполнении движения тренером и восприятие этой информации занимающимся, на основе которой у него будет сформировано представление о правильности выполнения двигательного действия.  Основное средство передачи информации при обучении – это показ, который позволяет создать представление об изучаемом элементе. Многие тренеры, забывая о том, что они не являются высококлассными демонстраторами техники выполнения движений, не используют видео с максимально верной демонстрационной техникой, например, олимпийского чемпиона или действующего спортсмена высокой квалификации. Совершая при показе ряд ошибок, которые впоследствии копируются. Тренерам не следует забывать, что первое представление самое прочное. Даже в том случае, если в прошлом тренер был высококлассным спортсменом, необходимо учитывать, что со временем навыки угасают, меняется инвентарь, а трамплины и фигуры слоуп стайла имеют другую конфигурацию, то есть меняются условия проведения соревнований.

Основной способ формирования образа изучаемого технического элемента – визуальная информация и чем младше обучаемый, тем меньше он слушает, больше смотрит и повторяет увиденное, перенимая при этом все ошибки выполнения техники, даже если демонстрация сопровождается верным устным описанием.

Ситуация усугубляется многократно, когда элемент у спортсмена получается в целом, но с ошибкой, а тренера и спортсмена это временно устраивает. Например, спортсмен выполняет трюк, но плохо толкается или недостаточно разгружается на трамплине, как следствие, теряя в амплитуде. Трюк получается, но амплитуда низкая. На определенных соревнованиях, он может занять призовое место или даже победить, если элемент сложный. В итоге у спортсмена формируется уверенность, что он освоил элемент верно и сформированное умение перерастает в рефлекс во время инициации трюка. Далее, участвуя в соревнованиях более высокого уровня, где другие спортсмены выполняют подобные элементы, но правильно и с хорошей амплитудой, спортсмен понимает свою ошибку и старается ее исправить, но уже не может, так как после разгона, во время инициации трюка, он повторяет свою «закатанную» ошибку уже на уровне рефлекса, мышечной памяти.

На практике, тренер работает с группой спортсменов от 10–12 человек в учебно-тренировочных группах и до 15–20 человек в группах начальной подготовки. Чем младше возраст спортсменов и больше группа, тем сложнее осуществлять контроль правильности выполнения двигательных действий. Кроме того, более 90 % спортсменов групп УТГ 5-го года обучения и ГСС все же выполняют технические элементы с определенными ошибками. Как добиться того, чтобы спортсмены выполняли технический элемент качественно? Необходимо организовать тренировочный процесс, поставив спортсмена в условия, при которых он не сможет совершить ошибку.

Технические элементы (трюки) – акробатические вращения на определенное количество оборотов лицом или спиной вперед, выполняемые правой или левой ногой вперед с различным способом удержанием доски. Вращения выполняются вокруг вертикальной и горизонтальной оси, могут быть смещенными или смешанными. При отрыве от трамплина, учитывается с какого канта сноуборда, с какой стойки, с каким захватом сноуборда и в какую сторону выполняется вращение.

Рассмотрим алгоритм выполнения технических элементов в акробатическом сноуборде, основные ошибки и возможные варианты организации тренировочного занятия так, чтобы не допустить появления этих ошибок.

Основные фазы выполнения технического элемента (трюка): подъезд – работа от опоры (инициация трюка) – работа в безопорном положении (исполнение трюка) – приземление.

Подъезд к трамплину выполняется по прямой, либо с использованием двух дуг, которые спортсмен выполняет на кантах, без проскальзывания. Перекантовка должна заканчиваться до заезда на трамплин. На трамплине спортсмен едет на рабочем канте, с которого выполняет технический элемент. Центр тяжести находиться над доской, плечо, бедро, пятка должны находиться примерно на одной линии, ноги слегка согнуты в коленях, вес тела немного на задней ноге (в % соотношении примерно 65/35). Корпус слегка открыт (примерно 25–30 градусов). Если предполагается трюк на вращение, то при вращении лицом вперед (FS/CAB) переднее плечо должно быть немного закрыто, если спиной вперед (BS/SWBS), немного открыто. Корпус и руки слегка отведены в противоположную от вращения сторону, для обеспечения более интенсивной закрутки. Основные ошибки: подъезд «змейкой», как следствие нехватка скорости и падение на стол или недолет; поздняя перекантовка, спортсмен слишком поздно заканчивает перекантовку, делая ее на трамплине, как следствие начинает торопиться и опережать следующие фазы трюка, не дорабатывает на закрутке, рано фиксирует доску (греб), чем останавливает вращение, либо начинает тянуться к гребу без группировки, чем «ломает» работу корпуса; ранняя перекантовка, спортсмен слишком рано встает на рабочий кант, с которого планируется трюк. Как следствие начинает «заваливать» кант, вынося корпус за центр (плечи выходят далеко за доску).

Инициация трюка (работа от опоры).  Самая сложная фаза с точки зрения обучения и координации. Инициация трюка подразумевает вариант выхода с трамплина и закрутку. Закрутка – это максимально опережающая работа корпусом. Выход и закрутка выполняются одновременно, либо последовательно в зависимости от конфигурации трамплина, с которым работает спортсмен. В основе выхода лежит разгрузка ног или хороший толчок с двух ног, либо с задней ноги при прямом выводе доски на трамплине. Зависит от конфигурации трамплина. Разгрузка выполняется одновременно с закруткой. Корпус при этом совершает максимально опережающую работу и уже находиться в состоянии закрутки, уводя тем самым основную массу тела в нужную работу и обеспечивая хорошую инициацию трюка на выходе.  Так же важно в момент выхода на вращение оставаться в плоскости трамплина.

Основные ошибки:

  • малая  амплитуда, полет вдоль стола (причина – нет разгрузки/толчка, либо толчок слишком слабый, преждевременная закрутка на трамплине («срезает выход»));
  • выход из плоскости трамплина. На вращении лицом вперед, ноги вылетают вперед, и спортсмен летит на спину (причина – отклонение корпуса назад, за доску, в момент закрутки);
  • на вращениях спиной вперед спортсмен летит вперед корпусом, причиной является  выход из плоскости трамплина и перенос веса тела на переднюю ногу в момент выхода, толчок с передней ноги. Спортсмен не может вылететь, «врезается» в трамплин;
  • спортсмен не может развернуться в воздухе. Причина – нет опережающей работы корпусом, либо недостаточная или половинчатая работа (работает только одно плечо, второе не догоняет) корпуса на выходе, либо не разворачивает голову в сторону вращения вслед за корпусом;
  • нет хорошего толчка (если подразумевает конфигурация трамплина), причиной яляется отсутствие навыка толчка в динамике.

Подъезд и работа от опоры – основные фазы обучения техническим соревновательным элементам сноубордистов акробатов. 90% движений в безопорном положении – следствие работы от опоры, а удачное приземление – следствие правильной работы в безопорном положении.

Чтобы избежать появления большинства ошибок, обучение основным техническим элементам следует организовывать в условиях, где спортсмен физически не сможет допустить ошибку, либо вероятность ошибки будет сведена к минимуму. В данном случае таким условием будет обучение на скейте, с выполнением трюков в яму с поролоном либо в подушку безопасности.

Поскольку скейт – это доска на колесах, разгон и подъезд на скейте практически невозможно сделать «змейкой», так же скейт не подразумевает подъезда с использованием дуг. На скейте невозможно выкатить трамплин не разгрузившись, невозможен выход из плоскости трамплина (врезание/отваливание), невозможно заваливание на канты. Совершая эти ошибки на скейте, спортсмен физически не доедет до фазы инициации трюка. При инициации трюка не получиться развернуть доску раньше корпуса, то есть «срезать» трамплин, это невозможно сделать на колесах. Прямой подъезд на скейте вынуждает спортсмена более интенсивно задавать опережающее вращение корпусом.

Таким же образом можно исправить неверно наработанный навык у спортсменов более высокой квалификации, так называемую «закатанную ошибку». Поставив спортсмена в условия, где он физически не сможет выполнять элемент, так как научился, тем самым, принудительно меняя мышечную память и перерабатывая навык.

Данную методику обучения широко используют в странах-лидерах по акробатическому сноуборду. Например, Woodward at Copper в США (рис 2) и Laax Academy в Швейцарии.

Далее, при переносе обучения на снег, так же необходимо разграничить подъезд и трамплин не только визуально (например, с помощью краски), но механически, например, с помощью конусов, вешек, сигнальных лент. Конусы необходимо расположить так, чтобы спортсмен двигался четко по заданной траектории, без возможности совершить ошибку не сбив конус.

Вешками нужно обозначить зоны разгона, стабилизации и инициации трюка. Это необходимо как для визуальных сигналов во время выполнения упражнения, так и для последующего видеоанализа.

Если конфигурация трамплина подразумевает толчок, а спортсмен не толкается, можно на полке отрыва трамплина установить вешку горизонтально на палках, не закрепляя или натянуть сигнальную ленту.  Таким образом, спортсмен в момент подъезда к трамплину получит визуальный сигнал. Кроме того, такое безопасное препятствие вынудит спортсмена толкнуться, чтобы его преодолеть. Так же можно установить конусы на перегибе перед приземлением, чтобы спортсмен сохранял группировку и прыгал выше и дальше, приземляясь не на перегиб, а в оптимальную точку приземления.

Основную ошибку, которую спортсмены допускают при вращениях лицом вперед, разворот доски на трамплине раньше корпуса («срезание»), можно исправить, установив конусы с дугой в отрицательный градус («в минус»). 

При отсутствии опережающей работы корпусом, можно использовать браслеты-утяжелители на руках. Тактильные ощущения помогают не забыть, что нужно делать, а дополнительная тяжесть вынуждает закручивать корпус более интенсивно.

При переносе обучения на снег, рекомендуется продолжать обучение на сноуборде со снежным трамплином с использованием подушки безопасности. Если такая возможность есть. Это позволить спортсмену не отвлекаться на страх неудачного приземления и полностью сосредоточится на технически правильном выполнении элемента.

Для предотвращения формирования технически неверного навыка, и своевременной корректировки техники движения, необходим полноценный контроль и возможность осуществления видеоанализа – сравнение выполняемого двигательного действия с эталоном и внесение корректив. В процессе бесконтрольного выполнения технического элемента, количество попыток не перерастет в качество, а лишь приведет к формированию неверной мышечной памяти, ошибка станет «закатанной».

Одной из первых систем анализа двигательных действий стала разработанная в 2005–2010 гг. канадская система Dartfish. На сегодняшний день существует много недорогих систем сравнительного анализа двигательных действий, самая популярная из которых Coach's Eye Sports Video Analysis.

Имея возможность сравнить свой вариант выполнения движения с эталоном непосредственно в процессе тренировки, тренер и спортсмен наглядно видят, в какой фазе допущена ошибка, оперативно корректируют технику, не допуская систематического повторения двигательного действия с ошибкой.

         Выводы. Представление о правильности выполнения двигательного действия, в большей степени, формируется на основе визуального восприятия.

Основные причины возникновения ошибок на начальном этапе формирования техники – неверный показ техники движений тренерами, не обладающими хорошей демонстрационной техникой и выполняющими технический элемент с ошибками, поэтому рекомендовано использовать видеоматериалы или демонстрационную технику спортсменов высокой квалификации.

Для минимизации ошибок при систематическом повторении техники движений, начинать обучение необходимо в условиях, где спортсмен не сможет допустить ошибку, либо вероятность ошибки будет сведена к минимуму. Рекомендуется начинать обучение основным техническим элементам с прыжков на скейте в поролоновую яму или подушку безопасности.

При переносе обучения в соревновательную среду (на снег) необходимо продолжать обеспечивать условия по минимизации возможности совершать ошибки в процессе обучения. Рекомендуется строго разграничивать среду обучения конусами, лентами и др. средствами.

Для предотвращения формирования неверного навыка, необходимо осуществлять оперативный контроль выполнения технического элемента и срочное внесение корректив с использованием современных систем сравнительного видеоанализа техники движений.

Применение данных рекомендаций в совокупности, при организации тренировочного процесса, приведет к быстрому, эффективному и безошибочному освоению основных технических элементов, что в свою очередь, позволит спортсменам осваивать самые сложные технические элементы соревновательных программ в более сжатые сроки.

Библиографический список.

  1. Васильева О.Н., Леонова Л.А. Особенности выработки точностного движения у детей среднего школьного возраста. // Новые исследования по возрастной физиологии. – 2000. – № 114. –  С. 101–105.
  2. Волченков Э. И. О взаимосвязи внимания, восприятия и памяти в структуре основных психических процессов // Сервис +. 2009. – №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-vzaimosvyazi-vnimaniya-vospriyatiya-i-pamyati-v-strukture-osnovnyh-psihicheskih-protsessov (дата обращения: 11.05.2020)