Статьи

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯС СЕМЬЁЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К СДАЧЕ НОРМ ГТО 1-2 СТУПЕНЕЙ

Михайлова Надежда Алексеевна.

Россия, г. Новосибирск, МБУДО ДЮ(Ф)Ц №1 «ЛИГР», педагог дополнительного образования, nadya.mih68@mail.ru.

Аннотация. В статье рассматриваются пути решения противоречия между требованием к родителям приобщать ребёнка к выполнению нормативов комплекса ГТО и отсутствием у них личного опыта и элементарных знаний в данной области.

Ключевые слова: Всероссийский физкультурно-оздоровительный комплекс «Готов к труду и обороне», взаимодействие образовательного учреждения с семьей.

ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL INSTITUTION INTERACTION WITH THE FAMILY IN THE PROCESS OF PREPARING FOR THE TRAIN STANDARDS 1-2 STEPS EXAMS

Mikhailova Nadezhda Alekseevna.

Russia, Novosibirsk, MBUFE Ch.Y Centre No. 1 “LIGR”, teacher of further education, nadya.mih68@mail.ru.

Abstract. The ways to resolve the contradiction between the requirement for parents to involve the child in the implementation of the TRP complex standards, their lack of personal experience and basic knowledge in this area are discussed in the article.

Keywords: All-Russian fitness center “Ready for work and defense”, interaction of an educational institution with a family.

Для охвата всего населеия общим спортивным движением в Российской Федерации с 2014 г. вновь введен Всероссийский физкультурно-оздоровительный комплекс «Готов к труду и обороне». Целью его является формирование ценности здоровья, лежащего в основе труда на благо страны и её обороны. В рамках комплекса, нормы ГТО сдают и взрослые, и дети.

В Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года, отмечается, что родители несут ответственность за воспитание и развитие личности ребенка, за сохранение его здоровья [3]. Об обязанности родителей заложить основы не только нравственного и интеллектуального, но и физического, развития ребенка говорится в Федеральном Законе «Об образовании».

В связи с вышесказанным, совместные (детей и родителей) занятия спортом и сдача ГТО имеют особое значение.  Во-первых, именно семья способствует сохранению и укреплению здоровья ребёнка, его физической формы, определяет успешность физического развития, помогает раскрыться двигательным способностям, обеспечивает становление здорового образа жизни, овладение его нормами и правилами, пробуждает активность, инициативность, интерес и потребность в занятиях физической культурой [4]. Во-вторых, как отмечает Н. В. Ярцева, систематичность воспитательного воздействия и личный пример родителей являются важными условиями участия детей в сдаче норм ГТО [5]. В-третьих, дети сверяют свои ценности с ценностями самых близких людей – своих родителей.

Именно поэтому успешная сдача норм ГТО детьми начинается с организации образа жизни в семье и отношения к данному вопросу родителей.

Но сегодняшние родители детей дошкольного и младшего школьного возраста – это поколение 90-х годов ХХ века. Их детство и юность пришлись на тот период, когда советский комплекс «Готов к труду и обороне» был забыт и утратил свою силу, а новый еще не начал действовать. Таким образом, прослеживается противоречие между требованием к родителям приобщать ребёнка к выполнению нормативов комплекса ГТО и отсутствием у них личного опыта и элементарных знаний в данной области.

Поэтому так важно взаимодействие образовательных учреждений и семьи, которое является одним из условий участия детей в выполнении нормативов ГТО.

Работу по взаимодействию с семьями воспитанников в процессе их подготовки к сдаче норм ГТО целесообразно начинать с анкетирования родителей. Такое исследование было проведено автором, который является педагогом дополнительного образования в ДЮ(Ф)Ц. Поскольку все воспитанники являлись вновь прибывшими обучающимися детской спортивной школы, то  выявление отношения родителей к занятиям их детей физической культурой и спортом было не актуальным. Оно было очевидно положительным. В этой ситуации целью анкетирования стало определение уровня компетентности родителей и законных представителей детей дошкольного и младшего школьного возраста в вопросе о системе внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (далее ВФСК ГТО).

Пятидесяти родителям детей, поступившим на обучение, была предложена анкета, которая состояла из 6 вопросов, направленных на выяснение их мнения и потребности повышения знаний о системе внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».

Как показало анкетирование,

  • 52% не знают, что в России был введён Указ о возрождении норм «Готов к труду и обороне»;
  • 70 % не знают, что выполнение нормативов начинается с возраста 6 лет;
  • 84% не знакомы с  возрастными нормативами, которые необходимо выполнить для успешной сдачи комплекса ГТО;
  • 86%  не знакомы с процедурой сдачи комплекса ГТО (регистрация на сайте, местонахождение центра тестирования, правила прохождения мед. комиссии и т.д.);
  • 64% хотели бы получить дополнительную информацию о ВФСК ГТО;
  • 72% готовы к взаимодействию с образовательным учреждением по подготовке детей к сдаче норм ГТО.

Таким образом, результаты анкетирования обнаружили различный уровень компетентности родителей и законных представителей дошкольников и младших школьников о системе внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»;  преимущественно этот уровень является низким или поверхностным.

В связи с этим, в большинстве семей не формируется готовность ребёнка к выполнению нормативов ГТО именно из-за того, что родители сами не обладают достаточными знаниями и опытом в  данном  вопросе. При этом большинство опрошенных признают, что не достаточно проинформированы о ВФСК ГТО, желают получить дополнительную информацию о комплексе ГТО и готовы к взаимодействию с учреждением.

Дальнейшую работу по устранению выявленной проблемы целесообразно направить на привлечение внимания семей к вопросам сдачи норм ГТО.

Для этого необходимо информировать родителей о значении норм ГТО для сохранения здоровья и воспитания их детей. Имеет смысл организовать психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам участия в сдаче норм ГТО детей и взрослых. Полезным будет консультирование семьи по выбору адекватных способов привлечения детей к сдаче норм ГТО.

Среди используемых форм работы могут быть:

  • консультации (групповые и индивидуальные);
  • тематические беседы и родительские собрания;
  • информационные буклеты, листовки, фраеры и т.п.;
  • выставки, музейные экспозиции;
  • мастер-классы;
  • совместные (дети, родители, педагоги) спортивные мероприятия;
  • родительские инициативные группы;
  • информация на сайте учреждения.

Как показывает практический опыт, большую роль для формирования положительного отношения к совместной (и детей, и родителей) сдаче норм ГТО играет систематическое проведение совместных мероприятий, которые носят не только соревновательный, но и игровой, развлекательный характер:

спортивные праздники и оздоровительные, спортивно-массовые акции с участием семей и педагогов формируют положительное эмоциональное отношение к спорту; дни подвижных игр способствуют формированию двигательных и личностных качеств, необходимых для сдачи норм ГТО, физкультурные развлечения приобщают детей и родителей к совместной двигательной активности.

При проведении подобных мероприятий, во-первых, все получают удовольствие от совместной деятельности, во-вторых, родители показывают пример положительного отношения к здоровому образу жизни и участию в сдаче норм ГТО.

Эффективным является привлечение родителей к участию в подготовке к проведению спортивных мероприятий и к сдаче норм ГТО. Родители могут принять участие в создании уголка с атрибутами из разных видов спорта. Самым трудозатратным, но максимально эффективным будет организация музея спортивных достижений. В нем можно сделать стенд с фото, демонстрирующими причастность членов семей к спорту и сдаче норм ГТО; стенд со значками ГТО и другими наградами родителей. Можно организовать встречи с родителями, на которых они расскажут, какими видами спорта занимается их семья и что интересного они знают о ГТО.

Такая предметно-пространственная среда хорошо мотивирует детей к сдаче норм ГТО.

Не менее важным является организация мониторинга на основе банка результатов, что «…позволит проводить объективный контроль и коррекцию «проблемных зон» физической подготовленности; выявлять преимущества и недостатки применяемых средств, методов обучения и форм организации занятий» [5].

Таким образом, при организации взаимодействия образовательного учреждения с семьей в процессе подготовки к сдаче норм ГТО сначала целесообразно определить уровень компетентности родителей в вопросах ГТО, затем организовать информирование, педагогическое просвещение родителей и совместную деятельность. При этом, во-первых, донести знания о значении участия в сдаче норм ГТО, организации этого процесса и способах повышения физических возможностей детей. Во-вторых, привлечь родителей к подготовке, проведению и участию в совместных с детьми  физкультурно-спортивных мероприятиях по подготовке к сдаче норм ГТО.

В результате такой работы, у мотивированных к сотрудничеству с образовательным учреждением родителей, гарантированно повышается заинтересованность в сдаче норм ГТО.

Библиографический список.

  1. Виноградов П. А. Изучение отношения различных групп населения к всероссийскому физкультурно-спортивному комплексу «Готов к труду и обороне» (ГТО) как фактора (условия) его эффективного внедрения (опыт социологического исследования) // Вестник спортивной науки. 2015. – № 3. – С. 38–42.
  2. Галагузова Ю. Н. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО как воспитательная система // Педагогическое образование в России. 2018. – № 9. – С. 33–36.
  3. Концепция государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года https://rg.ru/2014/08/29/semya-site-dok.html Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации»https://pravo-grajdan.ru/osnovnye-polozheniya-fz-ob-osnovnyx-garantiyax-prav-rebenka-v-rf.html
  4. Махалова И.В. Взаимодействие детского сада и семьи в физическом воспитании детей 6–7 лет на основе интеграции национальных культур / И.В. Махалова // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 9. – С. 150–157.
  5. Сорокина Е.Л., Черночуб Е.Г., Борисова Л.Г. К вопросу о внедрении испытаний и норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ" в систему образовательных результатов студентов вуза / Наука и социум: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 1 марта 2018 г. / отв. ред. Е.Л. Сорокина. – Новосибирск: Изд-во АНО ДПО Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы, 2018. – С.  160–165.
  6. Ярцева Н. В. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) в процессе физического развития дошкольников / Н. В. Ярцева // Педагогическое образование в России. 2014. – № 12. – С. 204–206.