Статьи

ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Пышмынцева Вероника Сергеевна.

Россия, г. Новосибирск, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный университет путей сообщения», студент, ms.serial_killer@mail.ru.

Бабенко Марина Альбертовна.

Россия, г. Новосибирск, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный университет путей сообщения», кафедра «Физическое воспитание и спорт», старший преподаватель, marina.babenko.n@mail.ru.

Ларионов Виктор Алексеевич.

Россия, г. Новосибирск, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный университет путей сообщения», кафедра «Физическое воспитание и спорт», старший преподаватель, viktor.larionov.71@mail.ru

Аннотация: Оптимизация процесса физического воспитания студентов должна быть направлена на повышение уровня отстающих физических качеств и свойств, а также, совершенствование и исправление осанки, регулирование массы тела, повышение жизненной емкости легких, силы, выносливости и эластичности. Анализ результатов экспериментальной работы, показал необходимость значительного расширения объёмов силовых и скоростно-силовых нагрузок при планировании учебных и дополнительных занятий по дисциплине «Физическая культура».

Ключевые слова: физическое развитие, студенты, процесс физического воспитания.

THE PROCESS OPTIMIZATION OF UNIVERSITY STUDENTS’ PHYSICAL EDUCATION, BASED ON THE ANALYSIS OF PHYSICAL DEVELOPMENT INDICATORS

Pyshmintseva Veronika Sergeevna.

Russia, Novosibirsk, Siberian Transport University, student, ms.serial_killer@mail.ru.

Babenko Marina Albertovna.

Russia, Novosibirsk, Siberian Transport University, Physical Education and Sport Department, Senior Lecturer, marina.babenko.n@mail.ru

Larionov Viktor Alekseevich.

Russia, Novosibirsk, Siberian Transport University, Physical Education and Sport Department, Senior Lecturer, viktor.larionov.71@mail.ru.

Abstract. Optimization of the students’ physical education process should be aimed at increasing the level of lagging physical qualities and properties, as well as improving and correcting posture, regulating body weight, increasing the vital capacity of the lungs, strength, endurance and elasticity. The analysis of experimental work results showed the necessity of considerable expansion of power volumes and speed-power loadings at educational and additional occupations planning on "Physical culture" discipline.

Key words: physical development, students, process of physical education.

Возрастную группу 17–19 лет обычно представляют студенты 1 и 2 курса. Для качественного построения образовательного процесса по дисциплине «Физическая культура» с данной категорией обучающихся важно учитывать их возрастные, морфофункциональные и психологические особенности.

Медико-биологическими исследованиями установлено, что у студентов в возрасте 17–19 лет планомерно происходит увеличение размера туловища в длину и морфофункциональное развитие организма, прослеживается повышение массы туловища, окружности и экскурсии грудной клетки, жизненной емкости легких, мышечной силы, физиологической трудоспособности.

В данный период биологического развития, организм человека обладает достаточно высокой пластичностью, а также адаптацией к физическим нагрузкам. Физическое воспитание приобретает значение эффективного формирующего фактора при направленном применении средств и методов в согласовании с индивидуальными данными физического развития и физической подготовленности, присущей отдельному студенту [1; 2; 3].

Оптимизация процесса физического воспитания студентов должна быть направлена на повышение уровня отстающих физических качеств и свойств, а также, совершенствование и исправление осанки, регулирование массы тела, повышение жизненной емкости легких, силы, выносливости и эластичности [1].

Анализ морфофункциональных данных проведён на основе сопоставления индивидуальных показателей с существующими нормами.

Распределение показателей 5-ти человек, составляющих дисперсионный комплекс, несколько отличается от нормального (tКр 3), однако в целом по выборке распределение нормальное.

Одними из ключевых характеристик физического формирования у детей от 8 до 18 лет являются становая сила и сила правой кисти. Кистевая динамометрия – определение мощи мышц-сгибателей пальцев. Динамометрия кисти выглядит ровно как одномоментное максимальное влияние на прибор мышечных (мускульных) волокон. При разогнутом предплечье изучаемый сжимает ручной динамометр кистью одной руки. Изучаются обе конечности, после чего производится сравнение полученных данных.

При анализе данных, рассмотрены показатели нормы для девушек, попадающих в категорию 17–19 лет. Норма показателей кистевой динамометрии для девушек 17–19 лет составляет диапазон от 31.3 до 33.8 кг. Сравнивая показатели студенток ФГБОУ ВО СГУПС первого и второго курсов, можно отметить некоторое увеличение средних значений, при этом, по отношению к нормам показатели значительно ниже (таблица 1).

Таблица 1

Показатели физического развития студенток (первый курс B1; второй курс – B2)

Критерии физического развития

Норма

(возраст 17–19 лет)

Суммы /

Среднее

Отклонения от среднего

Квадраты отклонений

Вес

52.9

В.1

В.2

В.1

В.2

В.1

В.2

547.5

559.9

-0

-0

583.365

657.889

54.75

55.99

 

 

 

 

tЭмп = 0.3

tКр 2,1, при p≤0.05

недостоверно

Рост

162.8

В.1

В.2

В.1

В.2

В.1

В.2

1615

1624

0

-0

130.5

262.4

161.5

162

 

 

 

 

tЭмп = 0.4

tКр 2,1, при p≤0.05

недостоверно

ЖЕЛ

22.75

В.1

В.2

В.1

В.2

В.1

В.2

21900

30800

0

0

7690000

18660000

2190

3080

 

 

 

 

tЭмп = 5.2

tКр 2,1, при p≤0.05

недостоверно

Динамометрия кистевая левая

27.66

В.1

В.2

В.1

В.2

В.1

В.2

176

199

-0

0

190.4

102.9

17.6

19.9

 

 

 

 

tЭмп = 1.3

tКр 2,1, при p≤0.05

недостоверно

Динамометрия кистевая правая

29.75

В.1

В.2

В.1

В.2

В.1

В.2

200

222

0

0

88

219.6

20.0

22.2

 

 

 

 

tЭмп = 1.2

tКр 2,1, при p≤0.05

недостоверно

Становая динамометрия

80-90

В.1

В.2

В.1

В.2

В.1

В.2

714

684

-0

0

1200.4

2462.4

71.4

68.4

 

 

 

 

tЭмп = 0.5

tКр 2,1, при p≤0.05

недостоверно

 

 

Рассматривая показатели становой динамометрии, можно отметить незначительное преобладание среднего значения у студенток первого курса.

Анализ результатов экспериментальной работы, показал необходимость значительного расширения объёмов силовых и скоростно-силовых нагрузок при планировании учебных и дополнительных занятий по дисциплине «Физическая культура».

Баблиографический список:

  1. Веденёв А.В. Физическая культура в обеспечении здоровья студентов. – Самара: ос. тех. ун-т, 2018. – 250 с.
  2. Виленский М.Я. Физическая культура студента. – М.: Гардарики, 2001. – 198 с.
  3. Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. – М.: Советский спорт, 2016. – 315 с.
  4. Волкова В.Ю. Загоруйко В.И. Физическая культура: учебное пособие для подготовки к экзаменам. – СПб.: Питер, 2009. – 224 с.
  5. Ильинич В.И. Физическая культура студента. – М.: Гардарики, 2017. – 448 с.