Статьи

ОБУЧЕНИЕ ХОККЕИСТОВ ТЕХНИКЕ ВЛАДЕНИЯ КЛЮШКОЙ И ШАЙБОЙ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Затонский Дмитрий Викторович.

г. Новосибирск, Муниципальное автономное учреждение города Новосибирска "Спортивная школа "Центр зимних видов спорта"", тренер, nsksport2007@mail.ru.

Шеститко Валерий Павлович.

г. Новосибирск, Муниципальное автономное учреждение города Новосибирска "Спортивная школа "Центр зимних видов спорта"", тренер, nsksport2007@mail.ru.

Петрушин Юрий Петрович.

г. Новосибирск, Муниципальное автономное учреждение города Новосибирска "Спортивная школа "Центр зимних видов спорта"", тренер, nsksport2007@mail.ru.

Аннотация. При планировании и проведении занятий на этапе начальной подготовки следует уделять значительное внимание формированию техники, так как их организм вполне подготовлен к освоению элементарных умений и навыков. Экспериментальная программа включает два блока занятий (первый блок – вне льда, второй – на льду). Занятия по обучению технике владения клюшкой и шайбой проводятся параллельно с общефизической подготовкой, где большее внимание уделяется формированию навыков ведения шайбы.

Ключевые слова: этап начальной подготовки, техническая подготовка, навык ведения шайбы, техника владения клюшкой и шайбой.

HOCKEY TECHNIQUE TRAINING OF STICK AND PUCK USING AT THE STAGE OF INITIAL PREPARATION

Zatonsky Dmitry Viktorovich.

Novosibirsk, Municipal autonomous institution of the city of Novosibirsk "Sport school "Center of winter sports"", coach, nsksport2007@mail.ru.

Sheshitko Valeriy Pavlovich.

Novosibirsk, Municipal autonomous institution of the city of Novosibirsk "Sport school "Center of winter sports"", coach, nsksport2007@mail.ru.

Petrushin Yury Petrovich.

Novosibirsk, Municipal autonomous institution of the city of Novosibirsk "Sport school "Center of winter sports"", coach, nsksport2007@mail.ru.

Abstract. Much attention should be paid to the formation of technology, since the body is fully prepared for mastering elementary skills, planning and conducting classes at the initial preparation stage. The experimental program includes two blocks of classes (the first block is outside the ice, the second is on the ice). Classes to teach the technique of stick and puck using are held in parallel with the general physical training, where more attention is paid to the development of skills to use puck.

Key words: initial training stage, technical training, skills of maintaining the puck, technique of owning a stick and a washer.

Анализ структуры соревновательной деятель­ности хоккеистов определяет значимость различных компонентов подготовленности для эффективности игровой деятельности, среди них качество технической подготовленности выступает как краеугольное.  Поэтому при планировании и проведении занятий на этапе начальной подготовки следует уделять значительное внимание формированию техники хоккея, так как организм вполне подготовлен к освоению элементарных умений и навыков, (достаточно развиты зрительный и двигательный анализаторы центральной нервной системы) [1].

Так как для качественного владения шайбой необходимо развивать процессы восприятия; внимания и его устойчивости, сосредоточенности, распределения и переключения;  оперативного мышления; способности управлять своими эмоциями, большинство занятий были организованы, преимущественно в игровой форме, с использованием подвижных игр на большом пространстве с большим количеством объектов.

Обучение технике владения клюшкой и шайбой начиналось параллельно с общефизической под­готовкой до выхода на лёд, на гладкой и скользкой поверхности пола, при этом, в качестве инвентаря применялись облегченные пластмассовые шайбы, а также следующий набор инвентаря и оборудования: стойки разной высоты и конфигурации, маленькие воро­та, щиты-мишени.

Наше исследование проведено в форме независимого эксперимента, путем накопления и сопоставления данных. В эксперименте приняли участие 30 человек (группа начальной подготовки, 1-й год обучения) в возрасте 10 лет,  занимающиеся хоккеем на этапе начальной подготовки.

Для диагностики уровня сформированности техники владения клюшкой и шайбой спортсменов экспериментальной группы нами были использованы тесты [2]:

  1. «Слаломный бег с ведением шайбы». Тест призван оценить уровень владения техникой ведения шайбы и техникой катания. Проводится на льду хоккейного поля. Оценивается время (с) и техника выполнения.
  2. «Слаломный бег без шайбы». Тест для определения уровня владения техникой катания скрестными шагами, прохождения виражей и поворотов. Проводится на льду хоккейного поля. Оценивается время (с) и техника выполнения.

Разница во времени выполнения теста с шайбой и без шайбы свидетельствует об уровне владения клюшкой и шайбой юными хоккеистами.

При формировании основ техники у начинающих хоккеистов, мы придерживались следующего алгоритма: сначала изучать элемент на месте, по мере его освоения, увеличивалась скорость его выполнения.

В нашу программу введены значительные объёмы  специальных упражнений вне ледовой площадки, с мячами, полностью идентичными по весу  шайбе.

Первый блок занятий, направленных на овладение навыками работы руками проводился вне льда.

Координационные упражнения с клюшкой: жонглирование; перешагивания через рукоятку; вращательные движения, перехваты клюшки из одной руки в другую, подбрасывание клюшки вверх, опускание на пол; поочередное перемещение на полу перед собой, сбоку, назад; быстрые перехватывания кистями по клюшке, вверх и вниз пред собой, с боков, сзади тела.

Все указанные группы упражнений, выполнялись сначала на месте, в различных позах: сидя, на одном и двух коленях, в приседе и т.д. и в различных сочетаниях (например, вращение с перехватами), затем, с одновременным переступанием и независимым движением рук и ног.

После освоения координационных упражнений с клюшкой в занятия были введены подводящие упражнения (на месте, переступанием одной ногой, переступанием двумя ногами): перемещение крюка клюшки по кругу; перемещение крюком клюшки различных по форме предметов; вращения клюшки кистями рук (на месте, в движении); упражнения на скрестную координацию в прыжках и переступаниях.

После освоения этих упражнений, вводились следующие упражнения (на месте, переступанием, в движении): остановки теннисного мяча после его отскока от барьера (крюком клюшки, ступней ноги, рукой), затем в мишень; броски теннисного мяча через барьер высотой 30–40 см.

Затем теннисный мяч был заменён на облегченную шайбу и выполнялись упражнения в парах на точность передач, прием и «подработку» шайбы, сначала по полу, затем по воздуху, с удобной и неудобной стороны, на месте и в движении (в связках на месте, в движении).

Далее в тренировочных заданиях были  использованы специальные упражнения на технику владения клюшкой: ведение шайбы, стоя на месте, по различным траекториям с изменение амплитуды движения рук и темпа их работы; ведение шайбы без отрыва крюка, толчками.

Совершенствовались навыки и умения, связанные с техникой владения клюшкой, в подвижных играх и эстафетах.

Одновременно включались упражнения на обучение приему шайбы.

После освоения всех элементов переходили к выполнению на льду (в той же последовательности).

Для оценки степени владения клюшкой и шайбой хоккеистами экспериментальной группы (возраст 10 лет) были использованы нормативы Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта  хоккей [2].

Таблица 1

Результаты оценки техники владения клюшкой и шайбой на этапе начальной подготовки (9–10 лет). Констатирующий и контрольный эксперимент

Значение

Слаломный бег на коньках без шайбы (сек)

Слаломный бег на коньках с ведением шайбы (сек)

Техника владения клюшкой и шайбой (разница между тестами 1и 2 (сек))

Констатирующий

Контрольный

Констатирующий

Контрольный

Констатирующий

Контрольный

Суммы

144

141.6

157

146.7

13

6.9

Среднее

14.4

14.16

15.7

14.67

1.3

0.69

Достоверность

tэмп=0.8; tкрит.=2.1

недостоверно

tэмп=3; tкрит=2.88

достоверно

при p < 0,01

tэмп =4.1; tкрит=2.88

достоверно

при p < 0,01

 

Достоверность полученных результатов была рассчитана с использованием t-критерия Стьюдента для связных выборок.

Приведённые в таблице 1 и на диаграммах (рис. 1) результаты тестирования технической подготовленности хоккеистов показывают, что в тесте  «Слаломный бег на коньках с ведением шайбы» отмечено достоверное изменение показателей (p < 0,01). Расчёт разницы между результатами в тестах «Слаломный бег на коньках без шайбы» и «Слаломный бег на коньках с ведением шайбы» и сопоставление полученных оценок также показывает, что применение, предложенной нами экспериментальной программы, на этапе начальной подготовки дало положительные результаты.

Таким образом, достоверные положительные изменения количественных и качественных показателей техники владения клюшкой и шайбой хоккеистов 10 лет на этапе формирующего эксперимента подтверждают эффективность проведенной нами работы.

 

Рис. 1. Диаграмма изменения среднего значения результата в тестах.

«Слаломный бег на коньках без шайбы» и «Слаломный бег на коньках с

ведением шайбы». Констатирующий и формирующий эксперимент

Таким образом, занятия с юными хоккеистами по обучению технике владения клюшкой и шайбой следует начинать параллельно с общефизической подготовкой, уделяя большее внимание формированию навыков ведения шайбы.

Достоверное изменение показателей экспериментальной группы (p < 0,01) в тесте  «Слаломный бег на коньках с ведением шайбы», а также, расчёт разницы между результатами в тестах «Слаломный бег на коньках без шайбы» и «Слаломный бег на коньках с ведением шайбы» и сопоставление полученных оценок на этапе контрольного эксперимента доказывает, что применение на этапе начальной подготовки предложенной нами экспериментальной программы дало положительные результаты.

Библиографический список:

  1. Брызгалов Г.А. Методика идентификации сензитивности в развитии скоростных качеств юных хоккеистов // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-identifikatsii-senzitivnosti-v-razvitii-skorostnyh-kachestv-yunyh-hokkeistov (дата обращения: 12.06.2019). 
  2. Приказ Минспорта России от 27.03.2013 N 149 "Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта хоккей" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.06.2013 N 28636) / [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_147404/ (дата обращения: 15.05.2019).
Все статьи