Статьи

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ХОККЕЕМ, ТЕХНИКЕ КАТАНИЯ НА КОНЬКАХ

Савенков Андрей Владимирович.

г. Новосибирск, Муниципальное автономное учреждение города Новосибирска "Спортивная школа "Центр зимних видов спорта"", тренер, nsksport2007@mail.ru.

Баженов Сергей Борисович.

г. Новосибирск, Муниципальное автономное учреждение города Новосибирска "Спортивная школа "Центр зимних видов спорта"", тренер, nsksport2007@mail.ru.

Барсуков Андрей Сергеевич.

г. Новосибирск, Муниципальное автономное учреждение города Новосибирска "Спортивная школа "Центр зимних видов спорта"", тренер, nsksport2007@mail.ru.

Аннотация. В процессе тренировки юных хоккеистов обучению технике катания на коньках уделяется недостаточно внимания, на наш взгляд,  это обусловлено целым рядом обстоятельств: ранней нацеленностью на спортивный результат, недооценкой значимости рационального, и экономичного катания в структуре подготовленности хоккеиста. Экспериментальная методика начального обучения технике катания на коньках направлена на формирование умения держать равновесие; раскрепощённости  при скольжении на одной ноге; свободного скольжения по дугам произвольного радиуса.

Ключевые слова: техника катания на коньках, хоккей с шайбой, дети младшего школьного возраста.

TRAINING OF CHILDREN OF YOUNGER SCHOOL AGE,

PLAYING HOCKEY, ICE SKATING TECHNIQUE

Savenkov Andrey Vladimirovich.

Novosibirsk, Municipal autonomous institution of the city of Novosibirsk "Sport school "Center of winter sports"", coach, nsksport2007@mail.ru.

Bazhenov Sergey Borisovich.

Novosibirsk, Municipal autonomous institution of the city of Novosibirsk "Sport school "Center of winter sports"", coach, nsksport2007@mail.ru.

Barsukov Andrey Sergeevich.

Novosibirsk, Municipal autonomous institution of the city of Novosibirsk "Sport school "Center of winter sports"", coach, nsksport2007@mail.ru.

Abstract. In the process of training young hockey players, the technique of skating is not given enough attention, in our opinion, this is due to a number of circumstances: an early focus on athletic performance, an underestimation of the importance of rational, and economical skating in the structure of a hockey player preparedness. Experimental methods of initial learning technique of skating is aimed at the formation of the ability to keep balance; sliding on one foot; free slipping along arcs of arbitrary radius.

Key words: skating technique, ice hockey, children of primary school age.

Современный уровень развития хоккея с шайбой предъявляет особые требования к процессу начального обучения юных хоккеистов. Известно, что именно этот этап во многом является определяющим для дальнейшего спортивного роста. При этом главное место в нём отводится овладению техникой катания на коньках [1].

Уже с первых шагов обучения необходимо, чтобы учебно-тренировочный процесс обеспечивал быстрое и качественное овладение рациональной техникой катания на льду. Однако, как свидетельствует практика, в процессе тренировки юных хоккеистов этому уделяется недостаточно внимания. Чаще всего, почти не учитываются морфологические и физиологические особенности детского организма, предпринимаются попытки заменить качественное построение учебно-тренировочного процесса чрезмерным объёмом нагрузки на занятиях, натаскиванием на выполнение отдельных приёмов и действий. Это обусловлено целым рядом обстоятельств: ранней нацеленностью на спортивный результат, недооценкой тренерским значимости рационального, и экономичное катание в структуре подготовленности хоккеиста;  отсутствием проработанности узконаправленных методик овладения техникой катания на льду.

Прочный фундамент спортивного мастерства может быть заложен только в том случае, если на начальном этапе обучения будет проведена целенаправленная подготовка к обучению всему комплексу приёмов перемещений хоккеиста. При этом необходимо, чтобы хоккеисты имели представление о наиболее рациональной технике отдельных элементов (остановки, повороты и т.д.). Это позволит в ходе игры более экономно расходовать силы, тактически грамотно вести спортивную борьбу,  эффективнее использовать весь свой индивидуальный технический арсенал. Только многогранное развитие техники катания позволит хоккеисту в дальнейшем свести к минимуму число ошибочных действий в ледовых поединках.

Таким образом, актуальность работы обусловлена наличием высоких современных требований, предъявляемых к технике катания на коньках в хоккее и недостаточной научно-методической базой для реализации этого процесса. Всё вышеизложенное и определило выбор темы исследования.

Целью нашего исследования была разработка программы для начального обучения хоккеистов (7–8 лет) технике катания на коньках и изучение эффективность её применения на  этапе начальной подготовки.

Методика начального обучения технике катания на коньках предусматривает использование подготовительных и подводящих упражнений без коньков и на коньках вне льда, комплекса специальных упражнений на льду.

В качестве подготовительных упражнений для конькобежной подготовки (вне льда, без коньков) нами использовались: чередование бега с остановками, поворотами и бега спиной вперед; большой объём прыжковых упражнений со скакалкой; ходьба и бег по узкой опоре; бег по песку, опилкам, пересеченной местности, ступенькам стадиона. 

Для укрепления голеностопного сустава и изучения положений тела на коньках, в начале каждого занятия, перед выходом на лёд, нами были использованы следующие подводящие упражнения: в положении основной стойки хоккеиста попеременное перемещение центра тяжести тела с правой ноги на левую, с пятки на носок; ходьба в основной стойке хоккеиста; прыжковая имитация бега на коньках без продвижения и с продвижением вперед; ходьба скрестным шагом; прыжковая имитация бега скрестным шагом.

Экспериментальная программа включала подводящие упражнения на коньках на льду: разновидности ходьбы на коньках; полуприседы, руки вперед; ходьба в полуприседе, руки в стороны. Прыжки на коньках с продвижением вперед. Падение в группировке, на руки, опускания на одно, два колена, различные кувырки с последующим быстрым вставанием.

Программа  включала  большой объём специальных упражнений на льду: скольжение на двух коньках в основной стойке хоккеиста за счет переноса центра тяжести тела вперед и вперед-в-сторону; скольжение на двух коньках с варьированием основной стойки; выполнение упражнений на равновесие; ходьба и бег с сильно развернутыми в стороны носками; объезд препятствий в двухопорном положении; переступание на месте; бег на коньках по виражу.

Для обучения технике катания на коньках в логической последовательности были сформированы следующие умения:

  • Основная стойка хоккеиста.
  • Скольжения: на двух ногах, не отрывая коньков ото льда; на двух, после толчка одной; на одной, по дуге, по дуге на внутреннем (внешнем) ребре лезвия конька.
  • Бег: широким скользящим шагом; бег переступанием.
  • Торможения: одной ногой без поворота корпуса – «полуплугом»; двумя ногами без поворота корпуса – «плугом».
  • Прыжки: толчком двух ног; толчком одной ноги.
  • Торможение с поворотом корпуса на 90 градусов на параллельных коньках правым (левым) боком.
  • Бег коротким ударным шагом.
  • Старты.
  • Скольжение спиной вперед по прямой, не отрывая коньков от льда.
  • Повороты: из положения «лицом вперед» в положение «спиной вперед»; из положения «спиной вперед» в положение «лицом вперед».
  • Бег спиной вперед по прямой попеременным толчком каждой ноги.
  • Торможение двумя ногами в положении «спиной вперед»
  • Бег спиной вперед по дуге переступанием в «удобную» («неудобную») стороны.
  • Торможение одной ногой правым (левым) боком с поворотом на 90 градусов.

Для совершенствования техники катания на коньках в большом объёме использовались подвижные игры и соревновательные упражнения.

Первичное тестирование показало, что на начальном этапе экспериментальной работы результаты спортсменов экспериментальной и контрольной групп не имели существенных отличий.

С целью оценки эффективности разработанной экспериментальной программы, направленной на обучение технике катания на коньках юных хоккеистов, была рассчитана достоверность различий между полученными в итоге сравнительного педагогического эксперимента результатами экспериментальных и контрольных групп.

Таблица 1

Сравнительный анализ результатов контрольной и экспериментальной групп в тесте «Бег на коньках 36 м лицом вперед (сек)». Констатирующий и контрольный эксперименты

Констатирующий эксперимент

Контрольный эксперимент

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

Суммы:

88.3

87.3

87.4

83.3

Среднее:

8.0

7.9

7.9

7.6

tЭмп = 0.7

tкр = 2.85, при p≤0.01

Полученное эмпирическое значение t (0.7) находится в зоне незначимости

tЭмп = 2.9

tкр = 2.85, при p≤0.01

Полученное эмпирическое значение t (2.9) находится в зоне значимости

 

различия величин средних значений контрольной и экспериментальной групп

не достоверны

различия величин средних значений контрольной и экспериментальной групп  достоверны

 

Таблица 2

Сравнительный анализ результатов контрольной и экспериментальной групп в тесте «Бег на коньках 36 м спиной вперед (сек)». Констатирующий и контрольный эксперименты

Констатирующий эксперимент

Контрольный эксперимент

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

Суммы:

114.1

113.9

112.9

108.9

Среднее:

10.4

10.3

10.3

9.9

tЭмп = 0.2

tкр = 2.85, при p≤0.01

Полученное эмпирическое значение t (0.2) находится в зоне незначимости

tЭмп = 5.1

tкр = 2.85, при p≤0.01

Полученное эмпирическое значение t (5.1) находится в зоне значимости

 

различия величин средних значений контрольной и экспериментальной групп

не достоверны

различия величин средних значений контрольной и экспериментальной групп  достоверны

 

Таблица 3

Сравнительный анализ результатов контрольной и экспериментальной групп в тесте «Челночный бег 6х9 метров (сек)». Констатирующий и контрольный эксперименты

Констатирующий эксперимент

Контрольный эксперимент

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

Суммы:

223.5

223.4

221.2

217.5

Среднее:

20.3

20.3

20.1

19.8

tЭмп = 0.1

tкр = 2.85, при p≤0.01

Полученное эмпирическое значение t (0.1) находится в зоне незначимости

tЭмп = 3.4

tкр = 2.85, при p≤0.01

Полученное эмпирическое значение t (3.4) находится в зоне значимости

 

различия величин средних значений контрольной и экспериментальной групп

не достоверны

различия величин средних значений контрольной и экспериментальной групп  достоверны

 

Все использованные в эксперименте тесты характеризуют технику владения коньками.

Расчёт достоверности различия величин средних значений контрольной и экспериментальной групп  (таблица 2,3,4) на этапе констатирующего эксперимента в тестах  «Бег на коньках 36 м лицом вперед», «Бег на коньках 36 м спиной вперед»,  «Челночный бег на коньках 6х9 м» показал, что, различия недостоверны, что подтверждает правильность определения состава групп и обеспечивает чистоту эксперимента.

Расчёт достоверности различия величин средних значений показателей контрольной и экспериментальной групп  (таблица 2,3.4, рис 1,2,3) на этапе контрольного эксперимента в тестах  «Бег на коньках 36 м лицом вперед», «Бег на коньках 36 м спиной вперед»,  «Челночный бег на коньках 6х9 м» показал достоверность различий, что подтверждает большую эффективность программы обучения технике катания на коньках, применяемую в экспериментальной группе.

         Анализируя изменения результатов экспериментальной группы в тесте «Челночный бег на коньках 6х9 м» можно отметить, что техника выполнения данного теста требует качественного владения такими сложными элементами катания на коньках,  как торможение с поворотом  на 90 градусов на параллельных коньках  боком, бег коротким ударным шагом, взрывной старт из неудобных положений, качественное освоение этих сложных элементов на этапе НП возможно.

Таким образом, достоверные положительные изменения количественных и качественных показателей техники катания на коньках хоккеистов 7–8 лет на этапе контрольного эксперимента хоккеистов экспериментальной группы подтверждают эффективность проведенной нами работы.

Рис. 1. Диаграмма изменения средних значений показателей контрольной и экспериментальной групп в тесте «Бег на коньках 36 м лицом вперед». Констатирующий и контрольный эксперименты

Все статьи