Статьи

МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

Егоров Артём Владимирович.

г. Новосибирск, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления», ст. преподаватель кафедры физического воспитания и спорта, kaf-fiz@nsuem.ru.

Аннотация. Задачи профессиональной и личностной реализации для современных студентов являются приоритетными. Для того чтобы стимулировать студентов к занятиям физической культурой необходимо стимулировать внутренние мотивы, внешние положительные мотивы, мотивы, связанные с перспективой.

Ключевые слова: занятия физической культурой, мотивация, студенты.

Motivating students for physical culture

Egorov Artyom Vladimirovich.

Novosibirsk, Novosibirsk State University of Economics and Management, teacher of the department of physical education and sports, kaf-fiz@nsuem.ru.

Abstract. Professional and personal tasks implementation for modern students are a priority. In order to encourage students to physical culture should encourage domestic motives, external positive motives, motives associated with Vista.

Key words: physical education classes, motivation, students.

Задачи профессиональной и личностной реализации для современных студентов являются приоритетными, при этом вопрос сохранения здоровья и поддержания физической формы остаётся на втором плане, поэтому вопрос повышения мотивации студентов к занятиям физической культурой является одной из наиболее актуальных проблем современной педагогики.

Занятия физической культурой среди студентов могут быть обусловлены следующими группами мотивов:

  • внутренние мотивы (связаны с получением удовлетворения от деятельности, проявляются в эмоциональности, новизне, динамичности);
  • внешние положительные мотивы (основываются на результатах деятельности, к ним относятся приобретение знаний, навыков);
  • мотивы, связанные с перспективой (укрепление здоровья, коррекция фигуры, развитие физических качеств);
  • внешние отрицательные (выражаются в страхе получения отрицательной оценки в связи с неумением выполнять определенные упражнения) [2].

М.Г. Рогов определяет мотивацию к физической активности, как особое состояние личности, которое направлено на достижение оптимального уровня работоспособности и физической подготовленности. При этом следует отметить, что формирование интереса к занятиям спортом и физической культурой – многоступенчатый процесс, включающий формирование знаний по разным аспектам данной сферы деятельности, начиная с первичных гигиенических знаний и заканчивая психофизиологическими знаниями и навыками интенсивных занятий спортом [3].

Для того чтобы стимулировать студентов к занятиям физической культурой необходимо сочетать первые три группы мотивов, поскольку данные виды мотивации являются положительными, в то время как внешние отрицательные мотивы могут негативно сказываться на самооценке студента и вызывать обратный эффект, снижая его стремление к занятиям спором.

Помимо наличия положительной мотивации, на отношение студентов к занятиям физической культурой значительное влияние оказывает удовлетворенность отношениями между членами учебной группы. Напряженная обстановка в коллективе может выступать демотивирующим фактором.

Не менее важным фактором является возможность свободного выбора вида спорта, поскольку здесь учитываются персональные характеристики студента.

Отдельно следует отметить значимость удовлетворенности отношениями с преподавателем, поскольку именно он оказывает определяющее воздействие на посещаемость занятий студентами и именно от него зависит построение занятий и создание благоприятного психологического климата.

Следует отметить, что большая часть студентов, положительно относится к занятиям физической культурой в качестве способа укрепления здоровья (90,7%), однако, несмотря на это, 62% девушек и 49% юношей ей не занимаются [1].

Этот факт может быть связан со специфическими особенностями данной возрастной группы. Студенческий возраст характеризуется наивысшими результатами интеллектуальных, творческих и физических возможностей, поэтому, ориентируясь на достижение профессиональных успехов, многие студенты упускают заботу о здоровье и своей физической форме, что объясняет пассивную позицию при положительном отношении к спорту.

Многие студенты неадекватно оценивают свой уровень здоровья, завышая его фактическое состояние [2]. Поскольку повышение укрепление своего здоровья является наиболее сильным мотивационным фактором, следует проводить его оценку с помощью тестирования уровня здоровья, физической подготовленности и теоретической осведомленности.

Еще одним способом повышения мотивации студентов к занятиям физической культурой может стать проведение работы по формированию знаний студентов о роли систематических занятий спортом для поддержания здоровья и работоспособности организма, поскольку выполнение специальных упражнений повышает эффективность релаксации сильнее пассивного отдыха, что очень важно при выполнении монотонной работы.

Таким образом, можно отметить основные моменты формирования и повышения мотивации студентов к занятиям физической культурой в рамках учебного процесса. Выделяется четыре группы мотивов, которые необходимо сочетать, при этом негативные мотивы необходимо минимизировать. Большую роль в повышении мотивации играет преподаватель, который должен сочетать разные группы мотивов и поддерживать благоприятную психологическую обстановку на занятиях. Помимо этого, важна информированность студентов о состоянии их здоровья для осознания необходимости занятий, а также информированность студентов о влиянии занятий на их работоспособность в процессе обучения. Комплексное сочетание данных методов позволит повысить посещаемость, так как у большей части студентов отношение к физической культуре положительное и именно недостаточная мотивация обусловливает низкий уровень физической активности и редкие занятия спортом.

Библиографический список:

  1. Васельцова И.А., Бродецкий А.Б., Петров С.А. Изучение мотивации к занятиям физической культурой студенческой молодежи // Ученые записки университета Лесгафта. 2016. № 9 (139). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-motivatsii-k-zanyatiyam-fizicheskoy-kulturoy-studencheskoy-molodezhi (дата обращения: 13.04.2019). 
  2. Ильин А.А., Марченко К.А., Капилевич Л.В., Давлетьярова К.В. Формы и способы мотивации студентов к занятиям физической культурой // Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 360. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formy-i-sposoby-motivatsii-studentov-k-zanyatiyam-fizicheskoy-kulturoy (дата обращения: 13.04.2019). 
  3. Рогов М.Г. Ценности и мотивы личности в системе непрерывного профессионального образования: дис. ... д-ра псих. наук. – Казань: 1999. – 349 с.

 

Все статьи