Статьи

МЕТОДИКА ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ФИГУРИСТОК 5–7 ЛЕТ

Бочкарёв Владимир Александрович.

Россия, Новосибирск, Муниципальное автономное учреждение «Спортивная школа «Центр зимних видов спорта», директор, nsksport2007@mail.ru.

Рачева Елена Валентиновна.

Россия, Новосибирск, Муниципальное автономное учреждение «Спортивная школа «Центр зимних видов спорта», старший тренер, nsksport2007@mail.ru.

Лященко Яна Вячеславовна.

Россия, Новосибирск, Муниципальное автономное учреждение «Спортивная школа «Центр зимних видов спорта», инструктор-методист, nsksport2007@mail.ru.

 

Аннотация. Техническая подготовка фигуриста является ведущей и базируется на качественно высоком уровне овладения базовыми движениями. Качественное овладение базовыми элементами фигурного катания оказывает положительное влияние на выработку сложных двигательных координаций, на умение дозировать мышечные усилия, что позволяет достигать фигуристам высокой степени управления движениями. Установлено, что возрастной период 5–7 лет, наиболее рационален для обучения основам техники фигурного катания девочек. Предлагаемая методика технической подготовки фигуристок 5–7 лет, основана на разделении общих задач занятий на частные, и планомерном увеличении сложности, с учётом особенностей техники базовых элементов и требований, предъявляемых к их исполнению.

Ключевые слова: техника фигурного катания, базовые движения, задачи обучения, методика, техническая подготовка.

 

METHODOLOGY OF 5–7 YEARS FIGURES skaters’ TECHNICAL TRAINING

 

Bochkarev Vladimir Alexandrovich.

Russia, Novosibirsk, Municipal Autonomous Institution “Sports School” Center of Winter Sports”, director, nsksport2007@mail.ru.

Racheva Elena Valentinovna.

Russia, Novosibirsk, Municipal Autonomous Institution “Sports School” Center of Winter Sports”, senior coach, nsksport2007@mail.ru.

Lyashchenko Yana Nikolaevna.

Russia, Novosibirsk, Municipal Autonomous Institution “Sports School” Center of Winter Sports”, instructor, nsksport2007@mail.ru.

Abstract. The technical training of a skater is leading and based on a qualitatively high level of the basic elements’ mastery. High-quality mastery of the basic elements of figure skating has a positive effect on the complex motor coordination development, on the ability to dose muscle effort, which allows skaters achieving a high degree of motion control.

It is established that the age period of 5–7 years is the most rational for teaching the basics of a girl’s figure skating techniques. The proposed methodology for technical training of 5–7 years old skaters is based on the division of the classes’ general tasks into private and systematic increase in complexity, taking into account the features of the basic elements’ technique and the requirements for their implementation.

Key words: figure skating technique, basic movements, learning tasks, methodology, technical training.

 

Фигурное катание на коньках относится к тем видам спорта, где спортивный результат в полной мере зависит от уровня технической подготовленности спортсмена. Только высокий уровень технического мастерства позволяет фигуристу добиваться желаемых высоких результатов [2; 1].

Возможность стать мастером высокого класса базируется, прежде всего, на качественно высоком уровне овладения базовыми движениями. Именно поэтому квалифицированные тренеры процессу обучения базовым элементам фигурного катания в подготовке юных фигуристов всегда придают большое значение.

Совершенствование координации движений, воспитание спортивного атлетизма, выразительности и артистичности исполнения программы составляют единую цель специальной подготовки в фигурном катании на коньках. Единство цели определяет взаимосвязь всех сторон подготовки юных спортсменов.

Техническая подготовка фигуриста является ведущей и направлена на освоение большого числа сложных двигательных навыков. К ней относятся: программа обязательных упражнений («школа»), включающая 41 фигуру со строгими геометрическими характеристиками, произвольные упражнения, состоящие из различных шагов, прыжков, вращений и их сочетаний. Спортсмен должен стремиться сложнейшие упражнения выполнять легко, непринужденно.

Основное назначение функциональной подготовки состоит в адаптации систем организма фигуриста к разнообразным движениям на льду. Этой цели служат и упражнения в зале.

В единстве с технической подготовкой необходимо совершенствовать координацию движений фигуристов, зрительно-двигательные реакции для ориентировки при выполнении разнообразных движений.

Системы дыхания и кровообращения должны адаптироваться к контрастной по мощности двигательной деятельности.

Практика фигурного катания на коньках при разной форме организации занятий показывает, что большинство юных фигуристов испытывают значительные трудности в овладении основами техники катания на коньках, не говоря уже об освоении простейших технических элементов фигурного катания. Установлено, что возрастной период 5–7 лет, наиболее результативен для обучения основам техники фигурного катания девочек, причём, процесс обучения основам фигурного катания должен быть качественным, чтобы в дальнейшем свести к минимуму число недостатков в подготовке фигуристов.

Целью проведённого исследования являлась разработка и апробация методики технической подготовки фигуристок 5–7 лет, основанной на разделении общих задач занятий на частные, а также планомерном увеличении сложности.

Многие специалисты фигурного катания (В.А. Апарин [1; 2; 3], Королевич А. Н. [4], Тугунова Я. П. [5], Тузова Е.Н., [6] и другие) настойчиво рекомендуют представителям всех видов фигурного катания качественно овладеть обязательными упражнениями и их элементами, подчеркивая их базовую роль.

Качественное овладение базовыми элементами фигурного катания оказывает положительное влияние на выработку сложных двигательных координаций, на умение дозировать мышечные усилия, что позволяет достигать фигуристам высокой степени управления движениями.

Одной из важнейших проблем процесса обучения является разработка целей и задач обучения.

Задачи обучения базовым элементам фигурного катания, формулировка которых совпадает со спецификой соревновательного упражнения, известны. Решение задач обучения происходит путем одновременно-последовательного решения частных задач обучения. Конкретизация и выявление разумной последовательности решения частных задач позволяет минимизировать затраты времени на достижение требуемого результата обучения.

Для повышения эффективности процесса технической подготовки фигуристок 5–7 лет необходима разработка конкретных частных задач обучения, подбор средств, методов и методических приемов.

Предлагаемая разработка частных задач обучения базовым элементам фигурного катания (табл. 1–4) основывается на особенностях техники базовых элементов и учитывает требования, предъявляемые к их исполнению.

Таблица 1

Обучение двигательным действиям фигуристок 5–7 лет с толчками вперед и назад

Частные задачи

Упражнения

Методические приемы

Учить постановке ног, корпуса и рук для выполнения толчка вперед наружу (внутрь)

Принятие позы для толчка

Выполнение с опорой (борт, руки тренера) Выполнение под счет (тренер, метроном) Выполнение по заданному рисунку

Рисование осей Выполнение на дугах различной кривизны Выполнение на различной скорости

Выполнение толчков отдельно, несколько подряд

Использование ориентиров (на борту, на льду) Рисование частей начальных и конечных дуг на льду. Выполнение в сочетании с другими элементами Выполнение упражнений в парах (контроль)

Контроль рисунка толчка на льду

Учить реберному толчку вперед наружу (внутрь) с места

Веревочка вперед, кросс-роллы, дуги (маленькие) вперед внутрь - внимание на реберный толчок

Учить работе опорной и свободной ноги при подготовке к переходному толчку вперед

Выполнение переходных толчков, акцентируя внимание на работе опорной и свободной ноги

Учить переносу веса тела с толчковой ноги на скользящую при выполнении толчка вперед

Переходные толчки - акцент на перенос веса тела с толчковой ноги на новую опорную ногу.

Подкладки (моухоки).

Учить сохранению ребра при переходе от толчка к скольжению

Скольжение после толчка с акцентированным наклоном конька на ребро

Учить сохранять требуемое неподвижное положение свободной ноги над следом сразу после толчка

Скольжение после толчка в позиции, когда толчковая нога остается сзади в неподвижном положении

Учить сохранять заданную позицию после выполнения толчка вперед наружу (внутрь)

Скольжение по дуге с заданным положением рук, корпуса, головы

Учить постановке ног, корпуса и рук для выполнения толчка назад наружу (внутрь)

Принятие позы для толчка

Учить выполнению толчка назад наружу (внутрь) на месте без продолжения скольжения

Выполнение толчка с места из требуемой позиции

Учить подготовке опорной и свободной ноги к переходному толчку назад

Переходные толчки, начиная со сгибания опорной ноги и подведения свободной

Учить выполнению реберного подъезда к толчку назад

Веревочка назад; Переходные толчки - фиксация реберного подъезда к толчку

Учить при выполнении переходного толчка назад постановке новой опорной ноги сразу на ребро

Толчки с ребра опорной нош на ребро новой опорной нога (с помощью, у опоры); Переходные толчки с акцентом на постановку новой опорной ноги сразу на ребро конька

Учить быстрому переносу веса тела с толчковой ноги на новую опорную ногу при выполнении толчка

Толчки с опорой руками о борт Переходные толчки назад с быстрым сниманием толчковой ноги со льда.

Толчки прыжками с ноги на ногу

Учить сохранять заданную позицию после выполнения толчка назад наружу (внутрь)

Скольжение по дуге в заданной позиции

 

Таблица 2

Обучение скольжению фигуристок 5–7 лет на ребрах конька дугам вперед, назад наружу и внутрь

Частные задачи

Упражнения

Методические приемы

Учить скольжению по дугам на согнутой опорной ноге (опорная нога работает как амортизатор)

Скольжение по дугам различной кривизны. Скольжение по дугам в заданной позиции на каждом из четырех ходов.

Скольжение по дугам с заданной работой свободной ноги, плеч и рук, головы. Скольжение по дугам на заданной части конька.

Скольжение переступанием (подкладки). Кросс - роллы. Веревочки - вперед (назад).

Моухоки.

Перетяжки. Выполнение восьмерок, в том числе бесконечных.

Выполнение параграфов.

Выполнение под счет (тренер, метроном). Выполнение по заданному рисунку (круги, параграф, восьмерки). Рисование осей. Выполнение на дугах различной кривизны. Выполнение на различной скорости. Использование ориентиров (на борту, на льду). Рисование кругов. Выполнение с выключенным зрением. Использование резинового бинта, шнура (сохранение осанки).

Выполнение в сочетании с другими элементами. Выполнение упражнений в парах (контроль). Контроль рисунка дуги, оставленного на льду. Выполнение упражнений в зале и на льду. Использование зеркала.

Учить скольжению по дугам в заданной позиции

Учить скольжению по дугам на заданной части конька

Учить сохранению положения свободной ноги сзади (спереди) над следом

Учить работе свободной ноги в качестве противовеса (для сохранения равновесия)

Учить регламентированному переводу свободной ноги, плеч и рук (встречное движение)

Учить сохранению реберного скольжения на протяжении выполнения всей дуги

Совершенствовать выполнение скольжения по дугам, используя различные варианты техники исполнения

 

Таблица 3

Обучение фигуристок 5–7 лет смене ребра скольжения

перетяжки вперед и назад

Частные задачи

Упражнения

Методические приемы

Учить перемещению о.ц.т. тела с одной стороны следа на другую.

Перетяжки на дугах различной кривизны на каждом из четырех ходов.

Многократные перетяжки.

Перетяжки со сменой ноги (постановка новой опорной нога снизу, сверху). Выполнение перетяжек в заданной позиции.

Выполнение перетяжек с заданной работой свободной нога, плеч и рук, головы. Выполнение на заданной части конька. Выполнение восьмерок, параграфов, в том числе бесконечных.

Выполнение на различной скорости.

Выполнение с опорой (руки тренера). Выполнение под счет (тренер, метроном). Выполнение по заданному рисунку.

Выполнение на дугах различной кривизны. Выполнение на различной скорости.

Выполнение отдельно, несколько подряд. Выполнение с выключенным зрением. Использование ориентиров (на борту, на льду).

Рисование осей, следов на льду.

Выполнение в сочетании с другими элементами. Выполнение упражнений в парах (контроль) Контроль рисунка на льду. Выполнение упражнений в зале и на льду.

Использование зеркала

Учить вращательному движению плечевого пояса навстречу закривлению дуги, а таза в сторону закривления дуги

Учить переносу о.ц.т. тела в сочетании с вращательным движением верхней части тела относительно нижней.

Учить работе опорной нога перед выполнением перетяжки, во время выполнения перетяжки и после выполнения

Учить выполнению смены ребра за счет переката конька с задней по ходу части на переднюю

Учить работе свободной ноги перед выполнением перетяжки, во время выполнения и после выполнения

Учить удерживать ребро опорного конька перед перетяжкой и после нее

Учить сохранять продольную ось тела от начала до конца выполнения задания

Учить сохранять напряженные руки на протяжении всего выполнения

Совершенствовать выполнение, используя разные варианты техники исполнения

 

 

 

Таблица 4

Обучение работе свободной ноги поворотам вперед, назад наружу, внутрь (тройки, скобки, крюки, выкрюки) фигуристок 5–7 лет

Частные задачи

Упражнения

Методические приемы

Изучить позиции перед поворотом и после него

Выполнение позиций перед поворотом и после него. Повороты на двух ногах (одной ноге) слева направо и, наоборот, за счет движений плечевого пояса относительно таза. Выполнение поворотов с места однократно.

Выполнение поворотов на дугах однократно.

Выполнение поворотов на дугах многократно.

Выполнение различных поворотов в сочетании друг с другом. Выполнение через перетяжку. Выполнение в сочетании с другими элементами. Выполнение в дорожках и комбинациях шагов.

Выполнение в спортивных программах.

Выполнение с опорой (борт, руки тренера). Выполнение без опоры с места

Выполнение под счет (тренер, метроном). Выполнение по заданному рисунку.

Выполнение по дугах различной кривизны. Выполнение на различной скорости. Выполнение отдельно, несколько подряд. Выполнение с выключенным зрением. Использование ориентиров (на борту, на льду). Рисование осей, следов на льду.

Выполнение в сочетании с другими элементами. Выполнение упражнений индивидуально, группой 3-4 человека, держась за руки. Контроль рисунка на льду.

Выполнение упражнений в зале и на льду. Использование зеркала.

Овладеть встречным движением плечевого пояса относительно таза

Учить выполнению поворота за счет встречного движения плечевого пояса относительно таза

Учить работе опорной ноги при подготовке и выполнении поворота (сгибанию перед и после, выпрямлению в момент выполнения)

Учить выполнять поворот перекатом конька на переднюю (заднюю) часть

Учить работе свободной ноги (приближению перед поворотом, нахождению рядом в момент поворота, отведению - после него)

Учить координировать работу плеч, рук, опорной ноги, свободной нога при выполнении поворота

Учить выполнять с необходимой амплитудой движений плеч относительно таза, ног и рук

Учить сохранять реберность скольжения перед поворотом и после его выполнения

Совершенствовать выполнение поворотов, используя различные варианты техники исполнения

 

Средства и методические приемы, направленные на решение поставленных задач подобраны на основе анализа практической деятельности. Важно, что использование на практике предлагаемого методического материала будет эффективным только в том случае, если тренер будет соблюдать необходимую последовательность процесса изучения базовым элементам (будет учтен принцип «от простого к сложному»).

Анализ методических особенностей процесса обучения базовым элементам фигурного катания указывает на целесообразность разделения данного процесса на несколько этапов:

Подготовительный этап предполагает освоение следующих умений:

  • уверенно выполнять скольжение на согнутой опорной ноге в позе, которая соответствует требованиям фигурного катания: спина прямая, руки подняты в стороны, свободная нога выпрямлена;
  • выполнять в заданном ритме простейшие движения в процессе скольжения;
  • смену направления скольжения осуществлять, используя перевод плеч и рук;
  • при выполнении двух опорного и одноопорного скольжения выполнять наклон конька на ребро; выполнять скручивание верхней части тела относительно нижней для осуществления поворотов;
  • при смене фронта скольжения поворачивать голову в направлении скольжения;
  • выполнять достаточно продолжительное скольжение на одной ноге по окружностям различного диаметра.

Для того чтобы овладеть выше перечисленными умениями юные фигуристы должны иметь соответствующие знания о технике скольжения на коньках.

Следует отметить, что возможность реберного скольжения длительно на одном коньке у начинающих фигуристок была весьма ограничена, вследствие чего использовать разметку кругов для скольжения по окружности вначале обучения не целесообразно. Наиболее оптимальным является использование окружностей малого диаметра, обозначенного ориентирами (конусы).

Второй этап направлен на обучение простым базовым элементам фигурного катания таким, как реберные толчки, скольжение по дугам вперед наружу и внутрь, тройки вперед наружу и внутрь, перетяжки вперед, дуги назад наружу и внутрь, перетяжки назад, тройки назад наружу и внутрь, двукратные тройки, трехкратные тройки, многократные тройки.

В результате овладения данными базовыми элементами юные фигуристы должны:

  • уверенно выполнять реберные толчки вперед и назад;
  • уверенно выполнять скольжение на ребре вперед и назад, начинающееся с реберного толчка, по окружностям разного радиуса;
  • уверенно выполнять смену направления скольжения (перетяжки вперед и назад) за счет работы опорной и свободной ноги в сочетании с работой верхней части тела относительно нижней;
  • уверенно выполнять повороты (тройки) вперед и назад за счет скрученности верхней части тела относительно нижней, переката опорного конька.

Овладение реберными толчками, реберным скольжением и реберными поворотами требует соответствующих знаний о рациональной и эффективной технике скольжения на ребре, технике выполнения поворотов.

Третий этап обучения направлен на овладение наиболее сложными базовыми элементами (юные спортсмены осваивают выполнение поворотов со сменой ребра (скобы) и поворотов без смены (петли, крюки и выкрюки).

Четвертый этап обучения представляет собой процесс совершенствования изученных базовых элементов. Юные спортсменки должны уверенно исполнять как сами базовые элементы, так и различные комбинации шагов, включающие данные базовые элементы.

Для обучения конкретному базовому элементу применяется следующая последовательность:

  1. Словесное объяснение сути элемента, принципа выполнения.
  2.  Показ образцового выполнения.
  3.  Разучивание позиций и движений:
  • исходное положение, подготовка к выполнению элемента;
  • положение линии плеч, рук, таза и свободной ноги перед выполнением;
  • движение плечевого пояса относительно таза при выполнении;
  • движение свободной ноги при выполнении элемента;
  • движение опорной ноги при выполнении элемента;
  • положение линии плеч, рук, таза и свободной ноги после выполнения.

4. Разучивание техники исполнения базового элемента в целом.

5. Совершенствование выполнения базового элемента.

В педагогическом эксперименте принимали участие 20 фигуристок 5–7 лет (2-ой год обучения). Продолжительность его составила 5 месяцев.

Графически результаты исследования на констатирующем этапе на начало эксперимента представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Результаты тестирования на констатирующем этапе, на начало эксперимента

 

Результаты констатирующего исследования показывают, что большинство юных фигуристок выполняют задания на низком и среднем уровне. Различия между результатами юных фигуристок контрольной и экспериментальной группы не выявлены. В обеих группах юные спортсменки лучше всего справились с основным шагом, который выполняли уверенно, с прямой головой и вытянутыми в сторону руками, показав равномерное скольжение.

При выполнении элемента «Спутник» обеих группах (КГ=1,9±0,74; ЭГ=2,2±0,63) наблюдался средний уровень, так как фиксировались незначительные ошибки или неуверенное выполнение.

При выполнении элемента «Козлик» обеих группах (КГ и ЭГ = 1,8±0,63) также был зафиксирован средний уровень, так как наблюдались незначительные ошибки или неуверенное выполнение.

Со скольжением с поворотом на 180о юные фигуристки обеих групп справились хуже (КГ=1,4±0,52; ЭГ=1,7±0,67), так как практически все спортсменки выполняли его с ошибками.

При выполнении элемента «Цапелька» в обеих группах фиксировались ошибки, среди которых преобладало неправильное положение согнутой ноги (КГ=1,6±0,52; ЭГ=1,5±0,53).

Вращение на двух ногах также выполнялось большинством юных фигуристок со значительными ошибками, ни в одной из групп не было отмечено правильного уверенного вращения (КГ=1,4±0,52; ЭГ=1,4±0,52).

При выполнении змейки в обеих группах фигуристок фиксировались ошибки с прокатом назад (КГ=1,5±0,71; ЭГ=1,5±0,53).

Результаты, полученные на констатирующем этапе в ходе статистической обработки показателей, показали, что, между фигуристками контрольной и экспериментальной групп различий не выявлено.

После проведения первоначального тестирования юные фигуристки экспериментальной группы занимались по разработанной методике.

На рисунке 2 представлены результаты контрольной диагностики.

Все статьи