Статьи

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ТЕХНИЧЕСКОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЛАВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВАТЕРПОЛИСТОК 17-19 ЛЕТ

Дьячкова Мария Андреевна.

         Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Новосибирска «Детско-юношеская спортивная школа № 1 «ЛИГР», тренер-преподаватель, dyachkova94@icloud.com.

Сорокина Елена Львовна.

         ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет путей сообщения», доцент кафедры «Физическое воспитание и спорт», so117@yandex.ru.

         Аннотация. В статье представлены критерии комплексной оценки технической и специальной плавательной подготовленности ватерполисток возрастной категории 17–19 лет. Авторами выявлены типичные ошибки техники, проведена экспериментальная работа по их устранению посредством системы комплексов упражнений.

         Ключевые слова: техническая подготовленность ватерполисток, система комплексов упражнений, типичные ошибки.

CRITERIA AND INDICATORS OF TECHNICAL AND SPECIAL SWIMMING PREPATIFICATION OF THE WATER POLO PLAYERS, AGED 17-19

Dyachkova Maria.

Municipal budgetary institution of additional education of Novosibirsk "Children and Youth Sports School No. 1" LIGR ", trainer-teacher, dyachkova94@icloud.com.

Sorokina Elena.

FSBEE EC "Siberian State Transport University", associate professor of physical education and sport department, so117@yandex.ru.

Abstract. The article presents the criteria for a comprehensive assessment of the technical and special swimming preparedness of water polo players, aged 17-19. The authors identified typical mistakes in technology. Experimental work on mistakes correction through a system of exercise complexes was carried out.

Key words: technical preparedness of water polo players, system of exercise complexes, typical mistakes.

Техническая подготовленность ватерполисток определяет  результаты их соревновательной деятельности. Как правило, комплекс технических ошибок лишает преимущества в игровых ситуациях, что требует значительного внимания к их выявлению и последующему устранению.

Критериями оценки технической подготовленности ватерполисток (для возрастной группы 17–19 лет) принято считать следующие:

ТОБМ – техника обработки броска с места;

t. ОБМ – время  обработки броска с места;

ТОБХ – техника броска с ходу;

t. ОБХ – время броска с места;

ТНБМ – техника навесного  броска с места;

ТНБХ – техника навесного  броска с ходу      .

При этом чаще всего, для  комплексной оценки результатов тестовых заданий используют сигмальную Т-шкалу, при использовании которой рекомендуется считать удовлетворительным результат теста, оцененный в 50–60 очков, приемлемым – результат, оцененный в 30–40 очков, и высоким – результат, оцененный в 70 и более очков.

Исходя из результатов констатирующего эксперимента (в рамках организованного педагогического эксперимента) и экспертной оценки, нами выявлены типичные ошибки техники исполнения основных элементов ватерполисток 17–19 лет:

  • большинство игроков, долго «обрабатывают» полученный мяч, принимают решения, опаздывая с реализацией преимущества над соперниками в игре;
  • закономерность – если атакующей ватерполистке, находящейся в 5-ти метровой зоне, мешает воздействие внешних факторов, например, блок защитника перед ней, то удары по воротам, в своем большинстве, оказываются безуспешными;
  • ведение мяча происходит некорректно, а именно, с частыми потерями, это, естественно, значительно тормозит атаку;
  • низкая «посадка» в воде говорит о недостаточной тренированности и силе ног. Следствием этого является невозможность успешного отбора мяча у противника, его удержания и ударов по воротам.

Для коррекции перечисленных технических ошибок была установлена необходимость устранения их основной причины (низкий уровень развития двигательной способности, обеспечивающей качество выполнения технического элемента) с этой целью составлена система комплексов упражнений, следующей направленности: совершенствование техники владения мячом в условиях сопряжённого воздействия; повышение качества техники передвижений в воде; совершенствование удара по воротам из трудных ситуаций.

Для проверки эффективности данной системы комплексов упражнений организован педагогический эксперимент.

В таблице 1  представлена динамика технического мастерства ватерполисток экспериментальной группы  на протяжении  полугодового педагогического эксперимента по  внедрению системы разработанных комплексов упражнений.

На этапе контрольного эксперимента в экспериментальной группе наблюдается значительный прирост по всем показателям технической подготовленности. Отмечено, что техника владения мячом  улучшилась: ТОБМ, ТНБМ, ТНБХ с 3,5 до 4,3 баллов; ТОБХ с 3,5 до 4,7 баллов, а также – скоростные показатели (ведение мяча 15м с 12,2 сек. до 11,0 сек).

Таблица – 1.  Показатели технической подготовленности ватерполисток экспериментальной группы (констатирующий и контрольный эксперимент).

№ п/п

Показатели

Констатирующий

Контрольный

Достоверность

различий    p

1.

Ведение мяча 15 м.    (сек)

12,2 ± 0,3

11,0  ± 0,3

p < 0,05

2.

Бросок на дальность (м)

19,8 ± 0,5

20,8 ± 0,6

p < 0,05

3.

ТОБМ (баллы)

3,5  ±  0,2

4,3 ± 0,5

p < 0,05

4.

Время ОБМ (сек)

1,7  ±  0,3

1,3 ± 0,2

p < 0,05

5.

ТОБХ  (баллы)

3,5  ±  0,2

4.7 ± 0,5

p < 0,05

6.

Время ОБХ (сек)

1,8  ±  0,3

1,3 ± 0,2

p < 0,05

7.

ТНБМ  (баллы)

3,5  ±  0,2

4,3 ± 0,5

p < 0,05

8.

ТНБХ  (баллы)

3,5  ±  0,2

4,3 ± 0,5

p < 0,05

 

 

Методом статистической обработки экспериментальных данных, с использованием  t-критерия Стьюдента  были рассчитаны показатели достоверности различий между  результатами экспериментальной группы на этапах констатирующего и контрольного эксперимента (таблица 1). Их анализ показал достоверные различия (при p <  0,05 уровне значимости)   по показателям  в тестах: ведение мяча 15м., бросок мяча на дальность, ТОБМ, ТОБХ, t.ОБХ, ТНБМ, что  подтвердило эффективность разработанной системы  комплексов упражнений в отношении коррекции и устранения типичных ошибок техники спортсменок-ватерполисток.

 

 

Все статьи