Статьи

АНАЛИЗ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ СТУДЕНТОВ ВУЗА ОСНОВНОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП

Сорокина Елена Львовна.

ФГБОУ  ВО «Сибирский государственный университет путей сообщения», г. Новосибирск, доцент кафедры «Физическое воспитание и спорт», so117@yandex.ru.

Бабенко Марина Альбертовна.

ФГБОУ  ВО «Сибирский государственный университет путей сообщения», г. Новосибирск, старший преподаватель кафедры «Физическое воспитание и спорт», marina.babenko.n@mail.ru.

Назарова Нина Илларионовна.

ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет путей сообщения», г. Новосибирск, старший преподаватель кафедры «Физическое воспитание и спорт», so117@yandex.ru.

Аннотация. В статье представлены результаты изучения функционального состояния сердечно-сосудистой системы студентов вуза посредством  активной ортостатической пробы. Авторами доказана возможность применения циклических упражнений аэробного характера с целью формирования функциональных резервов  у студентов, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

Ключевые слова: сердечно-сосудистая система, активная ортостатическая проба, циклические упражнения аэробного характера.

ANALYSIS OF THE FUNCTIONAL STATE OF THE CARDIOVASCULAR SYSTEM OF STUDENTS OF THE HIGHER EDUCATIONAL AND SPECIAL MEDICAL GROUP

Sorokina Yelena.

Siberian State University of Railroads, Novosibirsk, Docent of the Department “Physical Education and Sports”, so117@yandex.ru.

Babyenko Marina.

Siberian State University of Railroads, Novosibirsk, Lecturer of the Department “Physical Education and Sports”, marina.babenko.n@mail.ru

Nazarova Nina.

"Siberian State Transport University", Novosibirsk, senior lecturer of the department "Physical education and sport", so117@yandex.ru.

Abstract. The article presents the studying results of the functional state of university students’ cardiovascular system through the active orthostatic test. The authors have proved the possibility of using cyclical aerobic exercises for the purpose of forming reserves of students’ cardiovascular system referred to the main and special medical groups for health reasons.

Key words: cardio vascular system, active orthostatic test, cyclical exercises of aerobic nature.

Для освоения программ по физической культуре в вузе, в соответствии с состоянием здоровья, физическим развитием, уровнем общей физической подготовленности студентов подразделяют на медицинские группы: основную и специальную (подгруппы «А», «Б»).  

К основной медицинской группе относят студентов, не имеющих отклонений в состоянии здоровья (или с незначительными отклонениями), имеющих достаточный уровень физической подготовленности.

К специальной медицинской группе относят студентов, имеющих отклонения в состоянии  здоровья, при которых необходим дифференцированный подход к организации занятий с учётом специфики заболеваний.

В зависимости от тяжести и характера заболевания, выделяют две подгруппы – «А», «Б».

К подгруппе «А», специальной медицинской группы, относят студентов, имеющих незначительные отклонения в состоянии здоровья сердечно-сосудистой системы; опорно-двигательного аппарата (сколиозы; плоскостопия); заболевания желудочно-кишечного тракта, органов дыхания компенсируемого характера.  В процессе занятий рекомендуется строго соблюдать двигательные режимы, которые соответствуют частоте пульса 120–130 уд/мин, с постепенным увеличением интенсивности физических нагрузок до частоты пульса 140–150 уд/мин. При таких двигательных режимах формируются жизненно необходимые навыки и умения, не предъявляя к ослабленному организму повышенных требований [2, с. 122].

К подгруппе «Б»  относят студентов, имеющих необратимые изменения в состоянии здоровья и противопоказания к значительным физическим нагрузкам.

Часто, врачи, опасаясь негативных последствий физических нагрузок, освобождают студентов от двигательной нагрузки полностью, на наш взгляд, это неправомерно, так как отсутствие щадящей физической нагрузки значительно снижает уровень подготовленности и резервы организма. Безусловно, дозирование и характер нагрузки должны  соответствовать особенностям здоровья каждого студента, стадии заболевания. На наш взгляд, при организации занятий по предмету «Физическая культура» студентов, имеющих необратимые изменения в состоянии здоровья двигательные режимы могут и должны соответствовать частоте пульса не выше 120 уд/мин. При указанной частоте сердечных сокращений обеспечивается оптимальная деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что приводит к значительным оздоровительным эффектам. Безусловно, организация групповых занятий со студентами специальных медицинских групп требует поиска универсальных средств физического воспитания. На наш взгляд, этими средствами могут выступать циклические упражнения (ходьба, нордическая ходьба, плавание и др.), выполняемые в аэробном режиме (частота пульса 120 уд/мин).

С целью изучения функционального состояния сердечно-сосудистой системы студентов, отнесённых к основной и специальной медицинским группам (подгруппы «А» и «Б»), нами  проведена активная ортостатическая проба (табл. 1–3).

По разнице между частотой пульса лежа и стоя возможно вынести суждение о реакции сердечно-сосудистой системы на нагрузку при изменении положения тела. Это позволяет оценивать функциональное состояние регуляторных механизмов и дает некоторое представление о тренированности организма.

Трактовка результатов активной ортостатической пробы включает нормальную реакцию и неадекватный ответ [1].

Нормальные реакции (нормальное вегетативное обеспечение деятельности):

  • при вставании наблюдается кратковременный подъем систолического давления до 20 мм рт. ст., в меньшей степени диастолического, и увеличение ЧСС до 30 уд/мин.

Неадекватный ответ (нарушение вегетативного обеспечения деятельности сердечно-сосудистой системы) проявляется следующими признаками [1]:

  • подъем систолического давления более чем на 20 мм рт. ст., диастолическое артериальное давление при этом также повышается, иногда более значительно, чем систолическое, в других случаях оно падает или остается на прежнем уровне;
  • увеличение ЧСС при вставании более чем на 30 уд/мин;
  • в момент вставания может появиться ощущение прилива крови к голове, потемнение в глазах.

Все вышеуказанные изменения говорят об избыточном вегетативном обеспечении.

Таблица – 1. Анализ достоверности различий величин средний значений результатов активной ортостатической пробы  основной и специальной медицинской группы «Б» (n=25)

№ п/п

Выборки

Отклонения от среднего

Квадраты отклонений

1*

2*

1*

2*

1*

2*

Суммы:

236

337

0

-0

2244.16

3540.24

Среднее:

9.44

13.48

 

 

 

 

tЭмп = 1.3

t кр = 2,01 t кр = 2,01 (при p≤0.05)

Полученное эмпирическое значение t (1.3) находится в зоне незначимости

*1 – основная группа

*2 – специальная медицинская группа («Б»)

Различия величин средних значений результатов активной ортостатической пробы  основной и специальной медицинской группы «Б» недостоверны.

Таблица – 2. Анализ достоверности различий величин средний значений результатов активной ортостатической пробы  основной и специальной медицинской группы «А» (n=25)

Выборки

Отклонения от среднего

Квадраты отклонений

1*

2*

1*

2*

1*

2*

Суммы:

236

299

0

-0

2244.16

2488.96

Среднее:

9.44

11.96

 

 

 

 

tЭмп = 0,9

t кр = 2,01 (при p≤0.05)

Полученное эмпирическое значение t (0,9) находится в зоне незначимости

*1 – основная группа

*2 – специальная медицинская группа («А»)

Различия величин средних значений результатов активной ортостатической пробы  основной и специальной медицинской группы «А» недостоверны.

Таблица – 3. Анализ достоверности различий величин средний значений результатов активной ортостатической пробы  специальных медицинских групп «А» «Б» (n=25)

Выборки

Отклонения от среднего

Квадраты отклонений

1*

2*

1*

2*

1*

2*

Суммы:

337

299

-0

-0

3540.24

2488.96

Среднее:

13.48

11.96

 

 

 

 

tЭмп = 0,5

t кр = 2,01 (при p≤0.05)

Полученное эмпирическое значение t (0,5) находится в зоне незначимости

*1 – специальная медицинская группа («Б»)

*2 – специальная медицинская группа («А»)

Различия величин средних значений результатов активной ортостатической пробы  специальных медицинских групп «А» и «Б» недостоверны.

Таким образом, можно заключить, что недостоверность различия величин средних значений результатов активной ортостатической пробы указывает на возможность применения дозированных щадящих нагрузок (циклические упражнения аэробного характера) с целью формирования резервов сердечно-сосудистой системы во всех медицинских группах   без исключения, при этом в специальных медицинских группах обязателен индивидуальный дифференцированный подход к студентам, имеющим нарушения вегетативного обеспечения деятельности сердечно-сосудистой системы.

Библиографический список:

  1. Вегетативные расстройства Клиника, диагностика, лечение. / Под ред. А.М. Вейна. М., Медицина. – 1998. – 740 с.
  2. Сорокина Е.Л., Бабенко М.А., Черночуб Е.Г., Назарова Н.И. Организаци и направленность физического воспитания студентов вуза / Сорокина Е.Л., Бабенко М.А., Черночуб Е.Г., Назарова Н.И. [Текст] // Наука и социум: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (31 июля 2017 г.) / отв. ред. Е.Л. Сорокина – Новосибирск: Изд-во ЧУДПО Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы, 2017. – С. 120–124