Статьи

АЭРОБИКА КАК ДИСЦИПЛИНА НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ВУЗЕ

Якуб Инесса Юрьевна.

Россия, г. Новосибирск, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», старший преподаватель, кафедра физического воспитания и спорта, simon_box@mail.ru.

Круглая Татьяна Сергеевна.

Россия, г. Новосибирск, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», студент, факультет базовой подготовки, kruglaytany@gmail.com.

Пономарев Андрей Сергеевич.

Россия, г. Новосибирск, Новосибирский военный институт войск национальной гвардии имени генерала армии И.К. Яковлева, преподаватель кафедры физической подготовки и спорта, ponomarev.a.sergeevich@mail.ru.

Аннотация. В настоящее время отмечена необходимость изменения практики физического воспитания студенческой молодежи через создание условий свободного выбора студентами содержания занятий физической культурой. Включение занятий аэробикой в процесс физического воспитания студенток вуза способствует повышению его эффективности. В статье рассмотрено применение технологий аэробики на элективных курсах физической культуры, изучена мотивация студентов к занятиям аэробикой.

Ключевые слова: физическая культура; физическое воспитание студентов; аэробика; гимнастика; здоровье.

AEROBICS AS A DISCIPLINE AT PHYSICAL TRAINING IN A UNIVERSITY

Yakub Inessa Yuryevna.

Russia, Novosibirsk, Novosibirsk State University of Economics and Management, Senior Lecturer, Physical Education and Sports Department, simon_box@mail.ru.

Kruglaya Tatyana.

Russia, Novosibirsk, Novosibirsk State University of Economics and Management, student, of Basic Training Faculty, kruglaytany@gmail.com.

Ponomarev Andrey Sergeevich.

Russia, Novosibirsk, Novosibirsk Military Institute of the National Guard Troops, named after Army General I.K. Yakovleva, Teacher of Physical Readiness and Sports, ponomarev.a.sergeevich@mail.ru.

Abstract. Currently, the need for changing the physical education practice of students through the creation the conditions for students to freely choose the content of physical education classes has been noted. The inclusion of aerobics classes in the physical education process of university students helps to increase its effectiveness. The article describes the technologies, used in the field of aerobics at the elective classes of physical education. In addition, the aspect on motivation for aerobics is provided.

Keywords: physical education, physical education of students, aerobics, gymnastics, health.

Актуальность поддержки достойного уровня физкультурного образования сегодня не вызывает сомнения. Занятия физической культурой работают на перспективу, поэтому, чем раньше студенты задумаются о значимости физкультурных занятий, тем качественнее будет их здоровье, иммунитет и психологическое состояние. В последние годы специфика дисциплины «Физическая культура» в высших учебных заведениях характеризуется стремлением преподавателей мотивировать студентов заниматься физической культурой не только на занятиях, но и самостоятельно, в этом отношении большую значимость приобретает вариативность форм занятий студентов вуза, позволяющая повысить мотивацию.

Среди всего разнообразия видов и форм оздоровительной физической культуры особо выделяется аэробика – термин, связанный с именем известного американского врача Кеннета Купера и раскрывающий оздоровительную сущность и направленность различных видов физической активности.

В широком смысле к аэробике можно отнести ходьбу, бег, плавание, езду на велосипеде, лыжный спорт, то есть такие формы физической культуры, которые стимулируют работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Оздоровительная аэробика имеет несколько видов классификаций:

  • по возрасту: дошкольная, школьная, юношеская, для взрослых, молодого, среднего, старшего поколения.
  • по полу: для женщин (для беременных), для мужчин;
  • по уровню подготовленности: начинающие и продвинутые;
  • по содержанию: беговая, танцевальная, степ, силовая, цикличная (интервальная) и др.
  • по наличию снарядов: степ, слайд, эспандер, боди-бар (утяжелительные палки), в воде (аквааэробика) и др.

Занятия аэробикой повышают эффективность легочной вентиляции, укрепляют опорно-двигательный аппарат, помогают справиться с стрессами, улучшают физическую и интеллектуальную работоспособность, снижают риск возникновения сахарного диабета и злокачественных новообразований, повышают устойчивость к инфекционным заболеваниям, способствуют профилактике ишемической болезни сердца и атеросклероза и в сочетании с диетой и правильным питанием дают возможность улучшить телесность.

Таким образом, системные и регулярные занятия аэробикой способны значительно улучшить качество здоровья, однако, противопоказания имеются: для людей в возрасте и с заболеваниями сердца, ВСД, варикоза.

Разнообразие, постоянное обновление логически выстроенных, научно-обоснованных программ, высокий эмоциональный фон занятий (благодаря музыкальному сопровождению и специфическим комментариям в процессе занятий инструкторами аэробики), позволяет этому виду оздоровительной тренировки удерживать на протяжении нескольких десятков лет высокий рейтинг.

Аэробика – это система гимнастических, танцевальных и других упражнений, где девушки выполняют их под музыку, поточным и серийно-поточным методом, и тем самым развивают аэробные возможности энергообеспечения своей двигательной активности [2,3].

В более узком смысле, под аэробикой понимают одно из направлений, физкультурно-оздоровительных фитнес-программ, построенных на различных гимнастических упражнениях.

Упражнения, выполняемые на занятиях, помогают эффективно развивать выносливость, силу, гибкость, координацию, быстроту. Посредством занятий аэробикой девушки и женщины могут укрепить все группы мышц.

Элективные курсы по физической культуре в вузах предполагают выбора студентом того или иного вида физкультурно-спортивной деятельности, например, общая физкультурная подготовка: фитнес, волейбол, баскетбол; атлетическая гимнастика; плавание.

Студентки отдают предпочтение фитнесу, занятия длятся по 60 минут, в отдельном зале, с музыкальным сопровождением, разным инвентарём: степ, коврики, эспандеры. Занятия, как правило, имеют стандартную структуру (таблица 1).

Таблица 1.

Структура занятий аэробикой

Часть занятия

Продолжительность в мин

Разминка

5

5

5

Аэробная часть

25

30

15

Заминка с аэробной частью

5

5

5

Силовая часть

20

15

20

Растяжка с общей заминкой

5

5

15

 

Цель разминки – подготовить мышцы и организм к более сложным вариациям.

В аэробной части занятия аэробикой нагрузка и выполнение упражнений направленно на увеличение числа сердечных сокращений, в силовой – на проработку конкретных мышечных групп.

Растяжка, как элемент структуры академического занятия аэробикой, позволяет избежать или уменьшить боль в мышцах после большой физической нагрузки; увеличивает эластичность мышц, связок, суставных капсул; способствует профилактике травматизма (растяжений, разрывов); положительно воздействует на эмоциональную сферу, расслабляет мышцы и повышает эмоциональный фон.

На занятии используются основные базовые шаги аэробики, комбинируются связки движений. В конце семестра студентки сдают контрольные тесты, которые демонстрируют качественные изменения телесности.

Мотивация к занятиям является необходимым условием эффективного обучения. На наш взгляд, наиболее распространённый мотив, стимулирующий к занятиям аэробикой – желание иметь красивое, стройное, подтянутое, тело.

Поскольку с возрастом уровень здоровья естественно снижается, поддержание его в прежнем диапазоне требует дополнительной активности, поэтому на занятиях аэробикой преподаватель должен объяснять механизмы формирования резервов сердечно-сосудистой системы и преимущества аэробных видов нагрузки [1].

Библиографический список.

  1. Сорокина Е.Л. Бабенко М.А., Назарова Н.И., Черночуб Е.Г. Определение связи психоэмоционального состояния и посещаемости занятий физической культурой студентов вуза // Наука и социум: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 1 марта 2018 г. / отв. ред. Е.Л. Сорокина. – Новосибирск: Изд-во ЧУДПО Сибирский институт практической психологии педагогики ии социальной работы, 2018. – С. 116–119.
  2. Якуб И. Ю., Старикова А. Аэробика как средство физической культуры // Молодой ученый. – 2015. – № 16 (96). – С. 442–446. – URL: https://moluch.ru/archive/96/21595/ (дата обращения: 02.05.2020).
  3. Якуб И. Ю., Крыжановская О. А. Роль музыкального сопровождения во время физической активности // Молодой ученый. – 2016. – № 13 (117). – С. 895–900. – URL: https://moluch.ru/archive/117/32130/ (дата обращения: 02.05.2020).